Перейти к содержанию
Друзья, важная новость! ×

Две утопии или о месте Владимира Ильича в истории.


Рекомендуемые сообщения

Всё это можно описать очень просто: пока Сталин лично контролировал систему и производил необходимую ротацию кадров в ручном режиме ( :) ) - всё неплохо работало. Кончился Сталин - кончилась система.

это не совсем так. я бы считал основными причинами все же не это. там скорее общее развитие социума привело сначала к хрущеву а потом брежневу. да, яркая и сильная личность пришедшая на смену сталина могла бы изменить вектор развития. но появление такой личности при сталине сомнительна. а значит события во многом были предопределены еще до революции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 280
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Это не псевдосамоуправление - это способ выжить.

Это способ выжить в рамках очень архаичных систем землепользования и с применением примитивных аграрных технологий, жестко ограничивающий возможности развития каждого из своих членов. Со второй половины XIX века - откровенный атавизм, сохраняемый в первую очередь для удобства управления. Досохранялись.

крестьянское население (в по сути крестьянской стране) снова пришло к коллективным хозяйствам

Много чего странного говорят о коллективизации, но назвать ее ИДЕЕЙ СНИЗУ - это сильно, да... Вы с крепостным правом не попутали? Вот оно, равно как и порядки общины, и впрямь введены в России снизу - Земским Собором 1649 года, но идея колхозов нормально так пришла на село сверху, от госаппарата, победив сперва во внутрипартийной борьбе несколько конкурирующих идей.

Аграрные вопрос и крестьяне - это ахиллесова пята всей империи на тот момент. И именно непонимание, нежелание слушать свой собственный народ и его проблемы и привело к жесточайшему кровопролитию.

Ровно об этом и был мой ответ. Проблема в демографии всей страны, а не в организации хозяйства отдельных аграрных сообществ.

фон Брауну было интересно при капитализме, заказывал мультики у Диснея чтобы популизировать свою деятельность и получить финансирование, в то время когда в СССР сказали сверху надо и делали без всякой волокиты

Что характерно, возражений на счет буржуазного характера перечисленных ценностей не последовало. Разве ж с вами мировую революцию совершишь? Лишь бы квартирку, да без кредитов и мошенников, да чтоб ракеты, построенные капиталистами-эксплуататороми, летали...

О том, как ракетная программа, популяризированная через мультики, запускает ракеты на Луну и создает один из крупнейших научно-исследовательских центров мира, а программа сверху и без волокиты почему-то приводит к катастрофам Н-1, даже вспминать скучно.

Изменено пользователем Halward
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

это не совсем так. я бы считал основными причинами все же не это. там скорее общее развитие социума привело сначала к хрущеву а потом брежневу. да, яркая и сильная личность пришедшая на смену сталина могла бы изменить вектор развития. но появление такой личности при сталине сомнительна. а значит события во многом были предопределены еще до революции.

Вот как так можно? Написать кучу букв - и ни капли смысла...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

это не совсем так. я бы считал основными причинами все же не это. там скорее общее развитие социума привело сначала к хрущеву а потом брежневу. да, яркая и сильная личность пришедшая на смену сталина могла бы изменить вектор развития. но появление такой личности при сталине сомнительна. а значит события во многом были предопределены еще до революции.

Все было предопределено мнголо-татарским игом! :rolleyes: Князья как раз тогда выстроили действующую по сей день систему управления: получаешь от хана ярлык (право сбора налогов) - выбиваешь всё, что можно и что нельзя (ведь надо себе родному оставить побольше) - народ взбунтовался - вызывается монгольский ОМОН, который прикрывает Церковь. Общее развитие социума с тех пор в этом тренде и идет: зачем работать, зачем контролировать, зачем предпринимательство, зачем своё правосознание, зачем что-то выдумывать, если все можно просто отжать, обо всем можно договориться, грамотно отстегнув или заинтересовав. И все оттуда: кумовство, адовая бюрократия, эпическая клептомания на всех уровнях - пока князья пробивают по связям концессию на строительство железной дороги с гнилыми шпалами, обычные селюки тырят с этой дороги болты и рельсы, а Александр III держит на себе крышу вагона разбившегося на этой дороге поезда.

А если без иронии,то было бы интересно продолжить более детальный разговор, сложившийся в предыдущих постах. Там много реплик, ожидающих вашего комментария.

Изменено пользователем Halward
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что характерно, возражений на счет буржуазного характера перечисленных ценностей не последовало. Разве ж с вами мировую революцию совершишь? Лишь бы квартирку, да без кредитов и мошенников, да чтоб ракеты, построенные капиталистами-эксплуататороми, летали...

какие буржуазные ценности? ты плохо сарказм понимаешь? из школьного возраста не вышел?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Много чего странного говорят о коллективизации, но назвать ее ИДЕЕЙ СНИЗУ - это сильно, да...

Крестьяне Костромского уезда и губ. писали в марте 1907 г. во II Госдуму об указе, вводящем в действие реформу Столыпина: "Закон 9 ноября 1906 г. должен быть уничтожен окончательно. Права на земельную частную собственность не должно быть".

"Требовать отмены закона 9 ноября 1906 г., разрешающего выход из общины и продажу надельной земли, так как закон этот через 10-15 лет может обезземелить большую часть населения и надельная земля очутится в руках купцов и состоятельных крестьян-кулаков, а вследствие этого кулацкая кабала с нас не свалится никогда".

Приговор волостного схода Муравьевской волости Ярославской губ. в I Госдуму (июнь 1906 г.) гласил: "Мы признаем землю Божьей, которой должен пользоваться тот, кто ее работает; оградите переход земли в одни руки, ибо будет то же, что и теперь – ловкие люди будут скупать для притеснения трудового крестьянства: по нашему убеждению частной собственности на землю допустить невозможно".

В июне 1906 г. в I Госдуму был направлен и приговор с. Старой Михайловки Саранского уезда Пензенской губ.: "Мы желаем, чтобы зло земельной частной собственности покончить в один раз и навсегда, как это нам показала история, что вознаграждение ведет к величайшему обнищанию страны и к непосильному гнету для нас крестьян. У нас у всех в памяти кутузки, продажа скота, заушение со стороны властей, слезы жен и детей, которые оплакивали трудами откормленную скотину и продавали с торгов кулаку за недоимки; мы знаем, что землей владеют только тысячи людей, а безземельных миллионы, а поэтому право и желание должно быть по закону на стороне большинства".

Вот как обосновал свое несогласие с указом волостной сход Рыбацкой волости Петербургского уезда: "По мнению крестьян, этот закон Государственной Думой одобрен не будет, так как он клонится во вред неимущих и малоимущих крестьян. Мы видим, что всякий домохозяин может выделиться из общины и получить в свою собственность землю; мы же чувствуем, что таким образом обездоливается вся молодежь и все потомство теперешнего населения. Ведь земля принадлежит всей общине в ее целом не только теперешнему составу, но и детям и внукам."

"Всей землей правила вся община и за таковую землю вся община платила подати, несла разного рода повинности и распоряжалась землею, убавляя от многоземельных и прибавляя малоземельным, и потому никто не может требовать себе выдела земли в частную собственность и потому наша волость этого допустить не может. Она не может допустить и мысли, чтобы малосемейные, но многоземельные крестьяне обогащались за счет многосемейных, но малоземельных крестьян… Государственная дума, мы думаем, не отменит общинного владения землей".

"Министры отказали нам в земле, прочитали, что частновладельческих земель отчуждать нельзя, а откуда же тогда мы возьмем землю, без которой нам надо умирать голодной смертью? Министры говорят, что в Азии где-то есть много свободной земли и можно нас туда переселить. А мы понимаем это дело так: спокон веков у нас заведен обычай, что на новое место едет старший брат, а младший остается на корню. Так пускай и теперь поедут в Сибирь или в Азию наши старшие братья, господа помещики-дворяне и богатейшие землевладельцы, а мы, младшие, хотим остаться на корню здесь, в России."

Речь. 1906. 31 мая.

В с. Пушкино Костромского уезда и губ. 28 мая 1906 г. состоялся сход, на который прибыл «полицейский чин», который уговаривал крестьян переселяться в Сибирь. Крестьяне ему ответили, а потом написал в своем приговоре в Государственную думу: "Если вы уже очень хвалите Сибирь, так и переселяйтесь туда сами. Вас меньше, чем нас, а следовательно, и ломки будет меньше. А землю оставьте нам".

Сход села Яковлево Орловского уезда и губ. написал в мае 1906 г. наказ в Государственную думу: "Мы в кабале у помещиков, земли их тесным кольцом окружили наши деревни, они сытеют на наших спи[ну уж нет], а нам есть нечего, требуйте во что бы то ни стало отчуждения земли у частновладельцев-помещиков и раздачи ее безземельным и малоземельным крестьянам. Казенных земель у нас нет, а переселяться на свободные казенные земли в среднеазиатские степи мы не желаем, пусть переселяются туда наши помещики и заводят там образцовые хозяйства, которых мы здесь что-то не видим".

В приговоре деревни Фофанова Клинского уезда Московской губернии читаем: "Необходимо уничтожить частную собственность на землю и передать все земли в распоряжение всего народа". В приговоре крестьян Успенской волости Бирюченского уезда Воронежской губернии читаем: "Землей должен пользоваться тот, кто в состоянии сам ее обрабатывать без наемных рабочих". В приговоре крестьян села Быкова Бронницкого уезда Московской губернии сказано: "Выходя из того, что земля ничья, а Божья... устранить частное пользование на землю и передать ее с условием, что ею будут пользоваться без помощи батрацкого труда".

И т.д. и т.п.

Это, если что, не большевики и даже не коммунисты. Это такой "привет" от народа.

Нельзя обсуждать "колхозы", "коллективизацию", "провал аграрной реформы" в отрыве от понимания общества и крестьянского большинства, которое его составляло. Обсуждая в отрыве вы упустите мотивы, которые двигали людьми.

Изменено пользователем (Милославский)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

какие буржуазные ценности? ты плохо сарказм понимаешь? из школьного возраста не вышел?

В связи с отсутствием внятных возражений в ход идет махровая демагогия и переход на личности. Олсо, сделать на основании вашего саркастически-осуждающего описания окружающей действительности вывод о том, какое общество вы бы считали правильно устроенным, можно путем совсем нехитрой логической операции.

Я не очень понял - это вы сейчас на голубом глазу утверждаете, что массовых самозахватов земель в 17-м году не было, потому как быть не могло, или что решения XV съезда ВКП(б) о проведении коллективизации были основаны на хотелках неких крестьян двадцатилетней давности?..

Изменено пользователем Halward
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все было предопределено мнголо-татарским игом! :rolleyes: Князья как раз тогда выстроили действующую по сей день систему управления: получаешь от хана ярлык (право сбора налогов) - выбиваешь всё, что можно и что нельзя (ведь надо себе родному оставить побольше) - народ взбунтовался - вызывается монгольский ОМОН, который прикрывает Церковь. Общее развитие социума с тех пор в этом тренде и идет: зачем работать, зачем контролировать, зачем предпринимательство, зачем своё правосознание, зачем что-то выдумывать, если все можно просто отжать, обо всем можно договориться, грамотно отстегнув или заинтересовав. И все оттуда: кумовство, адовая бюрократия, эпическая клептомания на всех уровнях - пока князья пробивают по связям концессию на строительство железной дороги с гнилыми шпалами, обычные селюки тырят с этой дороги болты и рельсы, а Александр III держит на себе крышу вагона разбившегося на этой дороге поезда.

А если без иронии,то было бы интересно продолжить более детальный разговор, сложившийся в предыдущих постах. Там много реплик, ожидающих вашего комментария.

косательно предопределенности.

на начало 20 века в ри сложилась ситуация, выходом из которой должны были быть или радикальнып реформы или революция. случилась революция. обсолютно не важно какая. логика революции требует и ведет к диктатуре определенной группы людей. и последующие борьба за мместо вождя и репрессии внутри победившей группы. оставшийся у власти "вождь" несомненно будет старательно бороться с любой оппозицией, даже внутри собственной команды. что приведет, после смерти вождя к новой гражданской войне или же серьезному переделу власти группой лиц из команды ушедшего вождя. и как правило к власти придет группа дающая возможность стабильности полит ческой элиты. после чего произойдет постепенная смена старой команды вождя новыми людьми без смены политической элиты. такие вот социальные процессы. не только в ссср, но и в англии на пример. там вместо сталина был кромвель.

это логика развития общества. и ссср полностью попадает под нее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не очень понял - это вы сейчас на голубом глазу утверждаете, что массовых самозахватов земель в 17-м году не было, потому как быть не могло, или что решения XV съезда ВКП(б) о проведении коллективизации были основаны на хотелках неких крестьян двадцатилетней давности?..

Я на голубом глазу утверждаю, что те кто проводил коллективизацию жил в определённом обществе у которого были определённые взгляды и дело не в хотелках, а в мировозрениях общества вообще, большинство которого составляют крестьяне, которые жили и выросли в общи[ну уж нет], которые власть начала вытеснять. А массовые самозахваты земель в 17-ом это прямое продолжение той же осени 1905-го, только в других масштабах:

Осенью 1905 г. крестьянские волнения вспыхнули с новой силой. Т.Шанин пишет: "Массовые разрушения поместий не были к тому времени ни "бездумным бунтом", ни актом вандализма. По всей территории, охваченной жакерией, крестьяне заявляли, что их цель - навсегда "выкурить" помещиков и сделать так, чтобы дворянские земли были оставлены крестьянам для владения и обработки".

Крестьянские выступления с массовыми захватами помещичьих земель весной – летом 1905 года охватили 20% уездов империи, а в 1906 году – половину уездов. В сельской местности провозглашались «республики» – таковы «Марковская крестьянская республика» в селе Маркове Волоколамского уезда Московской губернии, «Старо-Буянская республика», созданная восставшими крестьянами сел Царевщина и Старый Буян Самарской губернии. На местах создавались новые органы власти – крестьянские комитеты или советы.

Нельзя на всё это смотреть дискретно, это всё единый процесс, который в конечном счете привёл к гражданской войне и определённым, вполне прогнозируемым результатам. Большевики и коммунисты вышли вот из этих условий, те кто проводил съезды - они росли вот среди этого и они все часть народа.

Изменено пользователем (Милославский)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

фактически дикрет о земле просто отразил уже шедший процес передела земли. так сказать узаконил. есть мнение, что это и дало победу в гражданской войне.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

частновладельческих земель отчуждать нельзя, а откуда же тогда мы возьмем землю

Сразу в биореактор.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сразу в биореактор.

Это, если что, не один человек: наказ от крестьян Малоярославецкого уезда Калужской губ. в государственную думу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это хорошее коммюнике уже случившихся исторических событий, но, увы, оно почти не отвечает на вопрос "А почему было именно так, а не иначе".

Отличный же пример с республиками - первым делом помещичью землю забрать и поделить. А что форму самоорганизации все эти сообщества всякий раз имели разную, но схожую с общиной - так университетов их создатели не кончали, могли опираться только на свой опыт, а опыт был небогат. Но от "сельских обществ", функционирующих по Уложениям 1889 года все избавлялись при первой же возможности.

Возможно, между нами возникло недопонимание. Важность и значимость коллективизма как для менталитета русского крестьянина, так и для организации сельской экономики преуменьшить нельзя. Но крестьянская община - это пример искусственного, псевдосамостоятельного коллективного объединения, построенного на основе чуждых крестьянину идей, служащего интересам не крестьян, а властей, и мешающего появлению иных форм самоорганизации крестьянства.

Изменено пользователем Halward
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

..., и мешающего появлению иных форм самоорганизации крестьянства.

Там декларации-то были прекрасны: "строй цивилизованных кооператоров" и всё такое прочее... Но экономика - жестокая сволочь. Поэтому - колхозы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

но так события развивались не только в ссср. а много где. да, частности могли быть такие, что современный мир был бы совсем другим. в частности военная диктатура временного правительства и приход к власти кого то я ля наполеон. но то, что после революции всегда наступает период диктатуры и некоторого отката это факт. из таких фактов и сплетается исторический процесс. он предопределен но в достаточно широких границах. так моя мысль понятней?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно, между нами возникло недопонимание. Важность и значимость коллективизма как для менталитета русского крестьянина, так и для организации сельской экономики преуменьшить нельзя. Но крестьянская община - это пример искусственного, псевдосамостоятельного коллективного объединения, построенного на основе чуждых крестьянину идей, служащего интересам не крестьян, а властей, и мешающего появлению иных форм самоорганизации крестьянства.

А какие идеи крестьянину не чужды? Мне вот интересно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

но так события развивались не только в ссср. а много где. да, частности могли быть такие, что современный мир был бы совсем другим. в частности военная диктатура временного правительства и приход к власти кого то я ля наполеон. но то, что после революции всегда наступает период диктатуры и некоторого отката это факт. из таких фактов и сплетается исторический процесс. он предопределен но в достаточно широких границах. так моя мысль понятней?

Ждем следующую революцию, чтоб посмотреть, как спираль истории повернется на новый виток)

А какие идеи крестьянину не чужды? Мне вот интересно.

У Булгакова же тема раскрыта :)

"— Вся земля мужикам.

— Каждому по сто десятин.

— Чтобы никаких помещиков и духу не было.

— И чтобы на каждые эти сто десятин верная гербовая бумага с печатью — во владение вечное, наследственное, от деда к отцу, от отца к сыну, к внуку и так далее.

— Чтобы никакая шпана из Города не приезжала требовать хлеб. Хлеб наш мужицкий, никому его не дадим, что сами не съедим, закопаем в землю.

— Чтобы из Города привозили керосин."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самое забавное что под вот эти крестьянские чаянья общину и сломали,что конечно хорошо и правильно,уж больно дерьмовая была форма самоорганизации(а скорее коллективной безответственности).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, для срача. Если хочется, то опишите. Здесь обсуждают фантазии Ленина и отцов-основателей. Можно и другие источники использовать, даже приветствуется. Это называется "буржуазная революция, приводящая к становлению государственно-капиталистической формы производства". Хорошо быть марксиситом и жить среди объективных закономерностей. Утопия (и та, и другая) не наша, а тех, кто ее строил.

Да я бы с радостью. Но не понимаю о чем сраться. Утопия - (от греч. — нет и — место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от — благо и - место, т. е. благословенная страна), изображение идеального обществ. строя, лишённое науч. обоснования. Ленин строил общество на научном обосновании. То что СССР развалился очень много лет спустя после его смерти к Ленину никакого отношения не имеет. Социалистическая система со всеми проблемами и перегибами прошла закалку во второй мировой войне. Причем тут утопия? А то что СССР развалился никак не означает что социализм не жизнеспособен. Австровенгрия тоже развалилась, но это не означает что капиталистическое устройство нежизнеспособное. Можно пример ещё с Южным Въетнамом привести, которого подчинил себе северный. Да чего ходить далеко, когда капиталистическая Российская Империя по швам затрещала и посыпалась. Как будто существование государства обусловлено только его системой общественного производства и распределения. Даже хорошую машину водитель может раздолбать.

Изменено пользователем USSRxGrabli
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да я бы с радостью. Но не понимаю о чем сраться. Утопия - (от греч. — нет и — место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от — благо и - место, т. е. благословенная страна), изображение идеального обществ. строя, лишённое науч. обоснования. Ленин строил общество на научном обосновании. То что СССР развалился очень много лет спустя после его смерти к Ленину никакого отношения не имеет.

Почему не имеет ? Краеугольный камень в строительство СССР заложил он. Причём строил он общество не на научном обосновании а на теории которая практикой не испытывалось.

Социалистическая система со всеми проблемами и перегибами прошла закалку во второй мировой войне. Причем тут утопия? А то что СССР развалился никак не означает что социализм не жизнеспособен.

Так и в других странах где пытались социализм строить, он того. Ни одно соц. государство не прошло испытание на прочность.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так и в других странах где пытались социализм строить, он того. Ни одно соц. государство не прошло испытание на прочность.

Гражданин из считающих вьетнамских и китайских капиталистов,а также северокорейских фашистов социалистами или даже коммунистами. Так что тут будет нудный срач.

От себя замечу что вполне здравствуют старые соцстраны такие как Ангола,Куба,Мозамбик.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

От себя замечу что вполне здравствуют старые соцстраны такие как Ангола,Куба,Мозамбик.

Стабильно жить в ж*** это не значит здравствовать. Да и то там ест ькапиталистические элементы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Стабильно жить в ж*** это не значит здравствовать. Да и то там ест ькапиталистические элементы.

Куба [ну уж нет]одится в блокаде 3 поколения.Мозамбик и Ангола вполне развитые для Африки государства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти

×
×
  • Создать...