Lord Velard Опубликовано 27 июля, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 27 июля, 2010 (изменено) Карел Чапек. Двенадцать приемов литературной полемики или Пособие по газетным дискуссиям Вступление автора Это краткое руководство рассчитано не на участников полемики, а на читателей, чтобы они могли хотя бы приблизительно ориентироваться в приемах полемической борьбы. Я говорю о приемах, но никак не о правилах, потому что в газетной полемике в отличие от всех других видов борьбы - поединков, дуэлей, драк, побоищ, схваток, матчей, турниров и вообще состязаний в мужской силе, нет никаких правил - по крайней мере у нас. В классической борьбе, например, не допускается, чтобы противники ругались во время состязания. В боксе нельзя нанести удар по воздуху, а потом заявить, что противник нокаутирован. При штыковой атаке не принято, чтобы солдаты обеих сторон клеветали друг над друга - это делают за них журналисты в тылу. Но все это и даже гораздо большее - совершенно нормальные явления в словесной полемике, и трудно было бы отыскать что-либо такое, что знаток журнальных споров признал бы недозволенным приемом, неведением боя, грубой игрой, обманом или неблагородной уловкой. Поэтому нет никакой возможности перечислить и описать все приемы полемической борьбы ; двенадцать приемов, которые я приведу, - это лишь наиболее распространенные, встречающиеся в каждом, даже самом непритязательном сражении в печати. Желающие могут дополнить их дюжиной других. 1. Despicere (смотреть свысока - лат.), или прием первый. Состоит в том, что участник диспута должен дать почувствовать противнику свое интеллектуальное и моральное превосходство, иными словами, дать понять, что противник - человек ограниченный, слабоумный, графоман, болтун, совершенный нуль, дутая величина, эпигон, безграмотный мошенник, лапоть, плевел, подонок и вообще субъект, недостойный того, чтобы с ним разговаривали. Такая априорная посылка дает вам затем право на тот барский, высокомерно-поучающий и самоуверенный тон, который неотделим от понятия "дискуссия". Полемизировать, осуждать кого-то, не соглашаться и сохранять при этом известное уважение к противнику - все это не входит в национальные традиции. 2. Прием второй, или Termini (терминология - лат.). Этот прием заключается в использовании специальных полемических оборотов. Если вы, например, напишете, что господин Икс, по вашему мнению, в чем-то неправ, то господин Икс ответит, что вы "вероломно обрушились на него". Если вы считаете, что, к сожалению, в чем-то не хватает логики, то ваш противник напишет, что вы "рыдаете" над этим или "проливаете слезы". Аналогично этому говорят "брызжет слюной" вместо "протестует", "клевещет", вместо "отмечает", "обливает грязью" вместо "критикует", и так далее. Будь вы даже человек на редкость тихий и безобидный, словно ягненок, с помощью подобных выражений вы будете наглядно обрисованы как субъект раздражительный, сумасбродный, безответственный и отчасти ненормальный. Это, кстати, само собой объяснит, почему ваш уважаемый противник обрушивается на вас с такой горячностью: он просто защищается от ваших вероломных нападок, ругани и брани. 3. Прием третий известен под названием Caput canis (здесь: приписывать дурные качества - лат.). Состоит в искусстве употреблять лишь такие выражения, которые могут создать об избиваемом противнике только отрицательное мнение. Если вы осмотрительны, вас можно назвать трусливым ; вы остроумны - скажут, что вы претендуете на остроумие ; вы склонны к простым и конкретным доводам - можно объявить, что вы посредственны и тривиальны ; у вас склонность к абстрактным аргументам - вас выгодно представить заумным схоластом, и так далее. Для ловкого полемиста попросту не существует свойств, точек зрения и душевных состояний, на которые нельзя было бы наклеить ярлык, одним своим названием разоблачающий поразительную пустоту, тупость и ничтожество гонимого противника. 4. Non habet (здесь: констатировать отсутствие - лат.), или прием четвертый. Если вы серьезный ученый, над вами легко одержать победу с помощью третьего приема, заявив, что вы тугодум, болтливый моралист, абстрактный теоретик или что-нибудь в этом роде. Но вас можно уничтожить и прибегнув к приему Non habet. Можно сказать, что вам не хватает тонкого остроумия, непосредственности чувств и интуитивной фантазии. Если же вы окажетесь именно непосредственным человеком, обладающим тонкой интуицией, вас можно сразить утверждением, что вам недостает твердых принципов, глубины убеждений и вообще моральной ответственности. Если вы рассудочны, то вы ни на что не годитесь, так как лишены глубоких чувств, если вы обладаете ими, то вы просто тряпка, потому что вам не хватает более высоких рациональных принципов. Ваши подлинные свойства не имеют значения - нужно найти, чего вам не дано, и втоптать вас в грязь, отправляясь от этого. 5. Пятый прием называется Negare (здесь: отрицать наличие - лат.) Cостоит в простом отрицании всего вашего, всего, что вам присуще. Если вы, к примеру, ученый муж, то можно игнорировать этот факт и сказать, что вы поверхностный болтун, пустозвон и дилетант. Если вы в течение десяти лет упорно твердили, что (допустим), верите в чертову бабушку или Эдисона, то на одиннадцатом году о вас можно заявить в полемике, что никогда еще вы не поднимались до позитивной веры в существование чертовой бабушки или Томаса Альвы Эдисона. И это сойдет, потому что непосвященный читатель ничего о вас не знает, а посвященный испытывает чувство злорадства от сознания, что у вас отрицают очевидное. 6. Imago (здесь: подмена - лат.) - шестой прием. Заключается в том, что читателю подсовывается некое невообразимое чучело, не имеющее ничего общего с действительным противником, после чего этот вымышленный противник изничтожается. Например, опровергаются мысли, которые противнику никогда и не приходили в голову и которых он, естественно, никогда не высказывал ; ему показывают, что он болван и глубоко заблуждается, приводя в примеры действительно глупые и ошибочные тезисы, которые, однако, не принадлежат ему. 7. Pugna (избиение - лат.) - прием, родственный предыдущему. Он основан на том, что противнику или концепции, которую он защищает, присваивают ложное название, после чего вся полемика ведется против этого произвольно взятого термина. Этим приемом пользуются чаще всего в так называемых принципиальных полемиках. Противника обвиняют в каком-нибудь непотребном "изме" и потом разделываются с этим "измом". 8. Ulises (Улисс (Одиссей) - символ хитрости - лат.) - прием восьмой. Главное в нем - уклониться в сторону и говорить не по существу вопроса. Благодаря этому полемика выгодно оживляется, слабые позиции маскируются и весь спор приобретает бесконечный характер. Это также называется "изматывать противника". 9. Testimonia (свидетельства - лат.). Этот прием основан на том, что иногда удобно использовать ссылку на авторитет (какой угодно), например, заявить - "еще Пантагрюэль говорил" или "как доказал Трейчке". При известной начитанности на каждый случай можно найти какую-нибудь цитату, которая наповал убьет противника. 10. Quousque... (доколе... - лат.) Прием аналогичен предыдущему и отличается лишь отсутствием прямой ссылки на авторитет. Просто говорят: "Это уже давно отвергнуто", или "Это уже пройденный этап", или "Любому ребенку известно", и так далее. Против того, что опровергнуто таким образом, не требуется приводить никаких новых аргументов. Читатель верит, а противник вынужден защищать "давно опровергнутое" - задача довольно неблагодарная. 11. Impossibile (здесь: нельзя допускать - лат.). Не допускать, чтобы противник хоть в чем-нибудь оказался прав. Стоит признать за ним хоть крупицу ума и истины - проиграна вся полемика. Если иную фразу нельзя опровергнуть, всегда еще остается возможность сказать: "Господин Икс берется меня поучать...", или "Господин Икс оперирует такими плоскими и давно известными истинами, как его "открытие...", или "Дивись весь мир! Слепая курица нашла зерно и теперь кудахчет, что...". Словом, всегда что-нибудь да найдется, не так ли? 12. Jubilare (торжествовать - лат.). Это один из наиболее важных приемов, и состоит он в том, что поле боя всегда нужно покидать с видом победителя. Искушенный полемист никогда не бывает побежден. Потерпевшим поражение всегда оказывается его противник, которого сумели "убедить" и с которым "покончено". Этим-то и отличается полемика от любого иного вида спорта. Борец на ковре честно признает себя побежденным; но, кажется, ни одна еще полемика не кончалась словами: "Вашу руку, вы меня убедили". Существует много иных приемов, но избавьте меня от их описания; пусть уж литературоведы собирают их на ниве нашей журналистики. К. Чапек =) Изменено 28 июля, 2010 пользователем Утка Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nit Опубликовано 27 июля, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 27 июля, 2010 И ... что? Стоит ли волноваться из-за такой чепухи, как форум? Вроде как ... кто умный, тот и так всё поймёт (и без Чапека) , а глупый - да и Бог с ним :) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Usagi san Опубликовано 27 июля, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 27 июля, 2010 Это не то что боян, это изображенная на стене древней пещеры расщепленная кость, в которую дудели... З.Ы. И чего Вова так переживает, в "базаре" вроде троллей нет... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nit Опубликовано 27 июля, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 27 июля, 2010 (изменено) Это не то что боян, это изображенная на стене древней пещеры расщепленная кость, в которую дудели...Форумная вувузела, штоле? O_o З.Ы. И чего Вова так переживает, в "базаре" вроде троллей нет...Эх Заяц, а ведь сколько еще "непаханных полей"... Изменено 27 июля, 2010 пользователем Nit Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Usagi san Опубликовано 27 июля, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 27 июля, 2010 Форумная вувузела, штоле? O_o Скорее вельзевула :P Эх Заяц, а ведь сколько еще "не паханных полей"... Да что сразу Заяц, я, можно сказать, давно на пенсии... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nit Опубликовано 27 июля, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 27 июля, 2010 (изменено) Да что сразу Заяц, я, можно сказать, давно на пенсии...Ну, как бы, "базар" мог бы стать вершиной деятельности и апофеозом творчества. Да и нервы себе приятно пощекотать можно: одна ошибка - и придется покупать какую-нибудь хрень. Дело автора темы - предложить идею. Что, нет, стар уже Заяц для великих свершений? :) Изменено 27 июля, 2010 пользователем Nit Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Raul Van Allen Опубликовано 27 июля, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 27 июля, 2010 Хех любопытная вырезка. И актуальная. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tilindir Опубликовано 27 июля, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 27 июля, 2010 Дикорастущий бойан, в природе встречается редко, но метко. Или это Вова за свой форум по глобальному ФАКу так обиделся?.. =) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le Balafre Опубликовано 27 июля, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 27 июля, 2010 Очень актуально и поучительно. Закопипастю на свой форум. Для расширения кругозора. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Демиург Опубликовано 27 июля, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 27 июля, 2010 (изменено) форумным холиварщикам не мог бы ты пересичлить ники, или это автобиографическая отсылка? Изменено 28 июля, 2010 пользователем Утка Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Галахад Опубликовано 27 июля, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 27 июля, 2010 (изменено) не мог бы ты пересичлить ники, или это автобиографическая отсылка? да-да. Животрепещущая тема- "Форумные холиварщики: кто они?" по тексту- действительно, старо, но до сих пор актуально. Изменено 28 июля, 2010 пользователем Утка Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Axaridon Опубликовано 27 июля, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 27 июля, 2010 (изменено) Любой, кто не согласен с мнением автора первого поста обязан быть причисленным к категории "форумные холиварщики", разве это не очевидно? П.С. А давайте дополним текст!!! Вот как, например, можно назвать мой посыл? Изменено 28 июля, 2010 пользователем Утка Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Стрилятель Опубликовано 27 июля, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 27 июля, 2010 (изменено) Любой, кто не согласен с мнением автора первого поста обязан быть причисленным к категории "форумные холиварщики", разве это не очевидно? АСКАРБИЛ! Изменено 28 июля, 2010 пользователем Утка Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ViruSS Опубликовано 28 июля, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 28 июля, 2010 Запродать термин ФУ гоблину - вот вам и деньги на содержание ресурса. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Lord Velard Опубликовано 28 июля, 2010 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 28 июля, 2010 Баян, который все образованные люди знают и помнят, это не баян, а классика. Так, под настроение нашел и решил вывесить, а то думаю людей которые это НЕ читали здесь больше чем тех, кто ЧИТАЛ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Amunt Опубликовано 28 июля, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 28 июля, 2010 Фигзнает. Я у Чапека вообще много чего читал. Вроде у Марка Твена ещё что-то похожее было... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
AN_XI Опубликовано 28 июля, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 28 июля, 2010 [со знанием дела] Чапек - это голова! И Твен - тоже голова! Чапек и Твен - две головы! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Drinker Опубликовано 28 июля, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 28 июля, 2010 Приёмы бойцов СО? Ну таки перефразированные и так по нетам ходят. И да - не читал это у Чапека. Но забавно. ;) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
EOL Опубликовано 29 июля, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 29 июля, 2010 [со знанием дела] Чапек - это голова! И Твен - тоже голова! Чапек и Твен - две головы! Фунт бы им палец в рот не положил ))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать
Вы сможете оставить комментарий после входа в
Войти