Перейти к содержанию
Друзья, важная новость! ×

Impetus - обзор игры


Рекомендуемые сообщения

Impetus – обзор игровой системы

Большой поклонник системы DBA Лоренцо Сартори, издатель журнала для любителей настольных варгеймов, всегда мечтал создать свой собственный варгейм. Но как-то он не мог понять, чего же ему хочется, чтобы в результате получилось. Как же добиться одновременно и простоты и соблюдения исторической точности? И вот однажды, гуляя зимой по миланскому парку (видимо по тому самому, где, по утверждению Ашрама, очаровашки-негроиды долбятся героином посередь бела дня) он окончательно определился с тем, как игра должна выглядеть.

Impetus – игра молодая и не слишком сильно раскрученная по геополитическим причинам (как и в плане фантастической литературы, англосаксонский мир сурово подавляет все начинания, рождающиеся за его пределами). Между тем, игра имеет достаточно большое количество поклонников по всему миру. Пока что система переживает свою первую редакцию, выпущена книга правил и три книги армилистов (в них также включаются поправки к правилам и нововведения), скоро выйдет еще одна книга. По толщине, правда, книжки более похожи на брошюры.

Impetus предназначен для отыгрыша сражений Античности и Средневековья. Существует бесплатная ознакомительная версия правил «Basic Impetus», которую можно скачать на официальном сайте игры, но в этой версии отсутствуют многие интересные фишки. Играть можно миниатюрами любого масштаба, причем из-за особенностей базирования отрядов все масштабы одинаково хороши для игры в Impetus. Но я лично за 28-ой, как обычно. :D

Главная особенность игры – это система базирования отрядов. Базы в игре имеют очень большой размер, но на каждой вы можете сделать эдакую мини-диораму, ведь каждая база – отдельный отряд численностью до 1000 человек! Количество фигур, которое вы поставите на базы не имеет никакого значения. Например, отряд римских легионеров времен Ранней Империи в масштабе 28мм имеет ширину фронта 12см, а глубину от 4см до 6см. Можно просто натыкать туда легионеров плотными шеренгами сколько влезет (у меня влезает 10-12 рыл), а можно поставить 6-8 легионеров, а остальную подставку завалить телами убитых и раненных врагов или воткнуть туда конного генерала. Главное, чтобы было ясно какой отряд что из себя представляет.

Вторая особенность игры – это то, что за большинство всех действий, совершаемых отрядами влияет один параметр: VBU – общая сила отряда. В бою отряд кидает столько кубиков, сколько у него VBU, чем выше VBU, тем больше шансов пройти тест на мораль, ну и, наконец, VBU фактически является «здоровьем» отряда, оно уменьшается от потерь и проваленных тестов на мораль и когда опускается до 0, то отряд уничтожается.

У отрядов есть еще ряд параметров, как то: Скорость (влияет на дальность движения), Напор (показывает, сколько дополнительных ударов отряд наносит при атаке), Дисциплина (влияет на возможность совершать несколько маневров в ход и восстанавливать порядок, что очень важно, если вы хотите нормально управлять войсками, а не действовать по принципу «кто что хочет, тот то и делает») и Деморализация (показывает, насколько значима потеря такого отряда для общей морали армии).

Каждая армия состоит из 1-4 крыльев, каждым из которых командует отдельный генерал. Генералы не представлены отдельными базами, они или командуют из ставки, расположенной за пределами поля боя, или неотъемлемо присоединяются к одному из отрядов и командуют оттуда. Каждый генерал имеет характеристику Лидерства, генералы с высоким лидерством стоят больше очков, но зато дают существенные бонусы в управлении войсками. Плохие генералы стоят дешевле, а совсем отвратительные даже дают вам дополнительные очки на набор войск (!), но при этом могут запороть вам всю игру, что я лично наблюдал за игровым столом.

Игровой процесс построен так, что активация отрядов происходит состязательно. Игроки выбирают, какое крыло своей армии они хотят активировать, и кидают кубики, добавляя Лидерство генерала. Выигравшая сторона активирует это крыло и действует всеми его отрядами. Затем процедура повторяется до тех пор, пока не активируются все крылья обоих армий. Таким образом, хорошие генералы дают игроку шанс активировать свои войска до того, как это сможет сделать враг. Кроме того отряды могут реагировать на некоторые действия врага, заявляя контратаки, ответную стрельбу, неожиданно отступая или даже нападая на врага, который по неосторожности подошел слишком близко.

Что касаемо общей картины боя, то она, на мой взгляд, очень интересна и достоверна исторически (опять же, в моем понимании). Есть отряды, которые сильны своим напором (рыцарские клинья, варварские толпы) и наносят страшный вред именно таранным ударом по врагу, но завязнув, теряют эффективность. Есть отряды-терпилы, которые хорошо держат удар и перемалывают врага в затяжном противостоянии. Стрелковые отряды могут нанести существенный вред врагу, но выиграть игру они не могут (за редким исключением) – в итоге все решает рукопашный бой. Фланговые атаки фатальны для всех кроме всяких сложных формаций, не имеющих тыла (например, шилтроны).

Система хорошо сбалансирована. Как я уже говорил в свое время, в Импетусе слабый отряд легкой пехоты может при большом везении выдержать удар рыцарского клина, но прогнать и уничтожить этот клин он не сможет.

Один из игроков на официальном форуме игры, комментируя отчет одного из новичков, заметил: «В этой игре хорошо получаются действия, которые логичны в реальности при такой ситуации и плохо получается изобретать велосипед». Маневрировать в игре сложно, и попытка выполнить какую-то мудреную комбинацию может быстро закончиться развалом боевой линии и беспорядком в отрядах. «Гениальный фланговый маневр» на поверку может оказаться полной нелепицей и закончиться плачевно. Игра очень поощряет использование резервов, потому что без них любой прорыв линии будет грозить катастрофой, а также всегда полезно кому-то сменить истощенные потрепанные отряды. Из-за разницы в параметрах и спецправилах разные армии редко действуют одинаково эффективно. Например, римляне могут быстро разворачиваться и перестраиваться в зависимости от обстановки, а вот германцы – нет.

В итоге игра очень радует простыми правилами, в то же время показывая красивый и интригующий рисунок боя. Иногда игрок, проигрывающий игру, в решающий момент может резко изменить ситуацию в свою пользу.

Вот ссылка на официальный сайт игры, где можно ознакомиться с базовыми правилами и тестовыми армилистами, выложенными для общего пользования, а также узнать еще много интересного:

http://dadiepiombo.com/indexuk.html

А вот ссылка на уже выложенный мной ранее боевой рапорт по этой замечательной игре:

http://ego-sum-papa.livejournal.com/1699.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 90
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Спасибо, давно ждал.

Надо, кстати, при случае организовать зучение книг системы! :D

Изменено пользователем Thorward
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня Римская армия (с германскими союзниками) большая - мы с товарищами ей несколько раз играли друг против друга. Мои паписты еще только в процессе сборки (сделал только 4 разных пехотных базы).

Вот когда Гена доделает своих галло-римлян - помесимся. Вообще я не против научить и показать, просто тащить много миниатюр тяжело.

ВАЖНО: совсем забыл один большой плюс Импетуса. Он отлично подходит для мультиплеера )))) Механизм активации легко осуществляет и даже поощряет участие нескольких игроков с каждой стороны.

Кстати, в книгах автор игры включил несколько интересных и простых кампаний для разного числа игроков на разные периоды.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Торв, сравнение с ДБА есть в первом посте: " Как же добиться одновременно и простоты и соблюдения исторической точности?"

Автора не устраивал историзм ДБА и он создал свои правила. )))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очевидно один неназываемый флудер и теоретик с утра гуглит DBA/ДБА и везде на русскоязычных сайтах вставляет свое мнение. Ему еще освоить английский и тогда мир взвоет...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВАЖНО: совсем забыл один большой плюс Импетуса. Он отлично подходит для мультиплеера )))) Механизм активации легко осуществляет и даже поощряет участие нескольких игроков с каждой стороны.

Там же лидеры поочередно активируются?

Так не подходит это до мультиплеера. выйдет как в АоМ - ждать шесть человек пока походят.

Ты в ДБА играл? Если провести параллели, плюсы-минусы?

По отчету видать... Главный плюс - учет расстройства, слабый учет которой есть пожалуй единственный недостаток ДБА кроме геометрии, впрочем уже исправленной.

Главный минус - по 2-3 маркера на каждом отряде, а то и больше.

Да, и маленький плюсик - большие базы под отряды. Енто, значить, прогрессивно и мировая тенденция!

Изменено пользователем A.Kalinin
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На самом деле на отряде нужно только отмечать, сколько он получил "ранений" (то есть сколько вычитается из VBU) и класть "беспорядок" или "opportunity" (сиречь "в готовности") если таковой приключился. Все. В плане маркеров игра проста до безумия. Народ вообще использует цветные шести/восьмигранные кубики и не парится.

Насчет мультиплеера - Дедушка не прав. Мы играли в Импетус вчетвером. В игре все делается ОООчень быстро, минимум расчетов, поэтому каждый игрок ходит быстро. Кроме того вражеские игроки не зевают в его ход ибо могут принимать разные контрмеры на его действия. И в каждой конкретной схватке кубики кидают обе стороны, так что не до скуки.

Кстати, насчет историзма - автор проводит весьма кропотливые изыскания, когда составляет армилисты и всегда предварительно вывешивает их на сайте для дискуссий. Каждый лист перед тем, как попасть в список официальных, проходит пару редакций. Листы у них мне очень нравятся.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На самом деле на отряде нужно только отмечать, сколько он получил "ранений" (то есть сколько вычитается из VBU) и класть "беспорядок" или "opportunity" (сиречь "в готовности") если таковой приключился. Все. В плане маркеров игра проста до безумия. Народ вообще использует цветные шести/восьмигранные кубики и не парится.

Ну да, я и говорю - 2-3 маркера.

Насчет мультиплеера - Дедушка не прав. Мы играли в Импетус вчетвером. В игре все делается ОООчень быстро, минимум расчетов, поэтому каждый игрок ходит быстро. Кроме того вражеские игроки не зевают в его ход ибо могут принимать разные контрмеры на его действия. И в каждой конкретной схватке кубики кидают обе стороны, так что не до скуки.

Примус, в большинстве варгеймов с активациями ход быстрый. Это не спасает. Четыре человека ходящие по очереди это четыре человека.

И это всегда будет хуже для мультиплеера чем поочередный ход.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В общем - попробуешь - оценишь.

Максимум 2 маркера. Хотя нет - вру. В армиях где есть стена щитов нужно как-то отмечать это состояние.

В остальном - 1 или 2 маркера. Беспорядок и Готовность не могут быть одновременно.

Надо будет показать игру, чтобы было понятно. Если получиться, то в ближайшее время сделаю какой-нибудь красивый отчет с фотографиями. А то блог мой пустоват, не успеваю регулярно контент делать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как у нас с переводом обстоит?

Что касается маркеров. Кладется рядом с базой кубик. И цифры показывают хиты, беспорядок или что там еще нужно...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть перевод любительской с итальянскаго за моим авторством. Он сейчас у Гены. Он уже сто лет обещал все пдф-ки и перевод выложить для всеобщего пользования, но, видимо, его надо еще поупрашивать.

Да - кубик это отличный вариант. Еще давно уже подумываю использовать классные картонные фишки из настолки Republic of Rome - там есть всякие латинские литеры, картонные денарии и т.д. Очень антуражно, если античность играть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще давно уже подумываю использовать классные картонные фишки из настолки Republic of Rome - там есть всякие латинские литеры, картонные денарии и т.д. Очень антуражно, если античность играть.

Кубик с римскими цифрами бери, и вся недолга)) Я себе на гладиаторов давно планирую горсточку таких хапнуть))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Републик оф Роум как раз три таких волшебных кубика. Есть у них одна беда - сложно быстро определить 4 или 6 у тебя выпало ))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А на итальянские войны есть у кого сапплемент?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Официальное расширение на Азию будет дай Бог через год-другой, но тестовые расписки есть на официальном сайте. Кстати, видел пару блогов с красивыми фотографиями как раз всей этой самурайской мясорубки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы японские мясорубки уже воюем по АоТ и АоМ (АоМ, правда, собственного разлива, сиречь хоумрульные :))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Наверное стоит задать вопрос в этой теме.

В Импетусе база = 4хWRG-база (за некоторыми исключениями по глубине)? То есть в два раза увеличение по длине/ширине?

А можно ли размеры и все дистанции уменьшить в два раза, дабы остаться в пределах WRG-баз?

Изменено пользователем Yohan
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

дабы остаться в пределах WRG-баз?

Для теста можно, но отряд из 2-3-4 миниатюр вызывает подсознательный когнитивный диссонанс с последующим спиртовозлиянием, дабы излечить стресс =)

Да и базы Импетуса очень удобны для игры-перевозки на самом деле.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В журнале Ангуса Констама есть репортаж о том, как они в первый раз играли в Импетус. У них были как раз небольшие базы под другую систему, тогда они просто поставили их вместе на куски картона, закрепив слегка.

На вид было вполне сносно, если бы у них было чуть больше времени, чтобы ровно их обрезать ))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для теста можно, но отряд из 2-3-4 миниатюр вызывает подсознательный когнитивный диссонанс с последующим спиртовозлиянием, дабы излечить стресс =)

Да и базы Импетуса очень удобны для игры-перевозки на самом деле.

А если база в рядах 6мм миниатюр? Я еле осилил их покрас, а тут еще три таких объема.

Идея в том, чтобы подобрать интересные правила на маленький стол.

Изменено пользователем Yohan
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти

×
×
  • Создать...