vsadnik Опубликовано 25 октября, 2005 Жалоба Поделиться Опубликовано 25 октября, 2005 (изменено) ниже Изменено 2 июля, 2007 пользователем Manitu Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
vsadnik Опубликовано 18 июня, 2006 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 18 июня, 2006 (изменено) WARHAMMER HAS YOU Лапша всё-таки заставил решиться на этот подвиг… Сразу предупреждаю, что на лавры Мега аффтора никак не тяну (по хорошему, Маниту и Deever, - вот мега авторы, и надеюсь, они дополнят мою писанину). Так как филологических мы не кончали, увы, то писать буду на основе собственных наблюдений, а также того, что по мере сил упёр из книжек настоящих писателей. Примеры «как не надо» взяты из моей писанины. Особая благодарность Pointer’у с фоллаут ру, за комментарии к фанфикам. Погнали. Фанфик по какой либо вселенной – это не просто набор букв, нагрофаманенный ради того чтоб отметиться на форуме. Фанфик, является отражением человеческих чувств, и нравов мира, в котором происходит его действие. Это следует помнить всегда. Если ты не в курсе «что вообще происходит в описываемом мире», не имеешь понятия, как и чем, живут там люди – быть тебе забитым фан-боями до смерти. Конкретно в случае Ваххи мы ограниченны постулатом-фундаментом «В бесконечной тьме далёкого будущего есть ТОЛЬКО ВОЙНА». Более того, не просто война, а величайшее сражение в истории, растянувшаяся в вечность битва при Армагеддоне, финалом которой может быть только уничтожение всего сущего. Вахха гимн сражению, гимн всему, что есть в войне привлекательного/отвратительного. Если в этой вселенной взрывают – то город проваливается в преисподнюю, а гриб выносит за стратосферу. Если режут, то бензопилой и напополам. Если стреляют, то клирики на пару с полковником Матриксом вешаются от зависти. Но война это фон. И перед тем как устраивать очередное мясное побоище, надо вспомнить, что сражаются всё-таки люди. И главное в фанфике — это человеческие чувства. Обстоятельства жизни, нравы и обычаи не исчезают никуда. Человек — животное, руководимое страстями. И космодесантники с техножрецами не лишены их. Если у автора фанфика и есть какая то задача, кроме получения плюса в репутации, то это проникновение в самую глубину сердца и, раскрытие чувств и побуждений каждого из героев, раскрытие образа так, чтоб по полю очередного боя бегали не А и Б, а личности. Я полагаю, что через описание чувств героев, их настроения, можно гораздо скорее передать «готичности» и прочее и прочее мира, чем через очередной «Танк взорвался с оглушительным грохотом». Автору желательно описывать то с чем он знаком, основываясь на знании психологии людей, на знании «как обычно ведут себя такие то в данной ситуации». Если образ психологически несостоятелен – ничего не получится, и фанфик выйдет фальшивым набором фраз. Именно поэтому неправильно так яростно пинать Лапшу – он пишет с высоты своего жизненного опыта, и не его беда, что он даже рядом с армией не проходил, фальшь в диалогах, она не от тупости, а от незнания. И с этим незнанием можно бороться прямо сейчас. В конце концов, мы описываем реалии сорокового тысячелетия. Никто не требует «реализмы», единственное более менее общее место это соответствие бэку, и некоторым условностям, которые впрочем, являются ОСНОВОПОЛОГАЮЩИМИ, Итак три хинта вселенной. 1 Ничего кроме войны. Так получилось. Война, Альфа и Омега, начало и конец мира Ваххи. Это не означает что нельзя описывать ничего кроме сражений, отнюдь. Но в любом фанфике должно чувствоваться дыхание хозяйки этого мира. Так же как в фанфиках о ЗВ, практически всегда присутствует дыхание Силы, в Лекссе Стэнли тупит, а в Вавилоне строят политические козни. 2 А вот о втором постоянно забывают. В результате часть фанфиков, обьективно неплохих съезжает во флейм и жёстко критикуется. Помните, Warhammer НЕ НАШ МИР! Да, GW сознательно проводит параллели между нашей историей и бэком вселенной. Да, в ней с лёгкостью можно узнать черты реальных империй, народов, стилизацию под технику и обычаи разных времён, но не вздумайте путать стилизацию и прямые цитаты. В этом мире дозволяется намекнуть на источник, (и чем тоньше – тем лучше), но прямо называть свою фанскую мини-Империю Советским союзом, явный перебор. Кроме того, следует видеть что есть вещи которых лучше вообще не касаться, или делать это менее явно. Конкретно я про фанфик с уничтожением последних христиан, он был бы очень хорош, будь отсылки в нём чуть более тонкими. ЗЫ На деле же касаться таких вещей не стоит по той же причине, по которой не стоит лепить разломанную икону Богоматери на диораму с войсками Хаоса – вам нужны толпы Паладинов от «Взволнованной общественности», поливающих хобби грязью? 3 Названия. Так вот товарищи, по моему НИ одно название города, сражения, или чего угодно значимого, в Ваххе не придумано на пустом месте. Собственно это проистекает из второго пункта. Реальные города, сражения, горы и долины – всё отражается и преломляется во вселенной войны. Туле Маниту – чётко прослеживается связь с Римом, в названиях, терминах, структуре власти. Фолковния – смесь из Рима в меньшей степени, и Англии 16-17 веков. Скрытыми цитатами из мифологии, истории, и современной масс культуры Вахха просто переполнена. И это тоже стиль мира, и это стоит учитывать при написании бэка. Ну, и малюсенький, четвёртый хинтик от себя. Миллион миров только в Империуме. Сорок тысячелетий. Вся Галактика плюс бесконечность Варпа. И если вам ЭТОГО не хватает, чтоб развернуться, я уж и не знаю, что вам предложить… Теперь немного о словах. Чтоб чего-то там накарябать на клаве, надо знать слова, и желательно сводить их в предложения. И слов потребуется много, а взять их можно только из книг. Так что остаётся одно, хочешь хоть как-то писать – читай. Я могу предложить только один мини-хинт, да и тот уворованный у Гоблина. «А, правда, что в английском языке нет мата?» «Конечно, нет, там даже пьяные матросы разговаривают как на светском рауте!» Уместность. Проистекающая из психологии персонажа, и ситуации – вряд ли сержант будет просить о поддержке словами «Пожалуйста, извольте…». Но в то же время, есть куча способов передать «не нормативность лексики» не прибегая к мату, и многоточиям. Слова имеют обыкновение складываться в предложения. И тут мне вам нечем помочь. Отсутствие специального образования, знаете ли, тут стоит обратиться к первоисточнику – к учебникам грамматики. Я лишь могу осторожно заметить, что за обороты типа «Свинцовые тучи нависали над горами», «Стол стоял на полу», и аналоги, следует расстреливать. Если предложение можно заменить, одним словом – меняйте. Всё что можно выкинуть из фанфика – выкидывайте (Уильям Кинг, хоть и «издатый писатель» тут чемпион, в его книгах лишние целые главы, а каждый раз, когда начинается бодяга с «Рагнар подумал…» я падал с дивана). Следите, чтоб основное действие не потерялось за мыслями. Если герой Х «поднял пистолет» - кстати, ещё пример идиотично штампованной фразы – то он должен стрелять, а не разжевывать на пол листа, как выглядел противник, сколько ему лет, и какого чёрта герой вообще забыл в этой дыре. Разбивайте фразы. Тут, раз на раз не приходится, бывают жуткие по размерам предложения, которые очень легко читаются, но всё же лучше оставить их парням типа Стейнбека, которые не просто издатые, а вообще гении. Идущее за горизонт солнце подсвечивало расколотые и выжженные прямыми попаданиями здания своими угасающими лучами, придавая зрелищу ещё больше мрачности. У самого высокого здания города не хватало верхушки – метров сто адамантовых конструкций, какое-то жуткое оружие просто срезало и зашвырнуло за городскую черту, где вся эта куча металлолома, и расплавилась в причудливый, блестящий холм посреди гладкой, ветреной степи. Впрочем, и без последних этажей, раскрывшаяся розочкой вершина резиденции Администратума, редко-редко, показывалась из тучи дыма, застывшей над городом, и подписываемой огромными, подсвеченными красным, черными плетьми, идущими от пожарищ. Начинаю пинать самого себя. «Выжженные» – в общем, лишнее слово. «Угасающими лучами» - лишнее, и так сказано что солнце садится, картинка уже дана. «Ещё больше мрачности» – сомнительной ценности оборот, но не смертельный. «У самого высокого» – вероятно стоило поискать замену одним словом. Последнее предложение даже автор Асиливает не с первого раза, разбить на два, выкинуть «Впрочем». А может и вообще убрать всё предложение. Читатель – он может думать и самостоятельно. Поэтому не стоит лишний раз разжёвывать то, что уже описано. Избегайте deus ex machina – если есть нечто, играющее в сюжете фанфика ключевую роль, пусть это нечто мелькнёт хотя бы как второстепенная деталь. Диалоги – тут надо избавиться от болезни «Как бы всем дать выговориться?». Если персонаж может промолчать, пусть молчит, хуже не будет. Эмоции должны быть видны по словам – фразы типа «Я беременна!» – томно прошептала она, - верх идиотизма. Если уж неймётся написать что-то, опишите, что перс ДЕЛАЛ, когда говорил. На что смотрел. Но никак не – Я убью тебя! – яростно выкрикнул он. Нет, б…, любя. Активные глаголы спасут мир – однозначно. И фразы не начинаются со слов «Потому что». Слова если бы, и как бы – следует запретить. За, «его мундир сверкал золотым шитьём» – надо вешать. Постарайтесь избегать избитых штампов. Слово «вскоре», и моё любимое, увы, «впрочем», то же не красят текст. «Ливень промочил его до нитки» – а что ещё может сделать ливень? Просушить? «Капли дождя трещали о ткань плаща» – получше, но как то уж слишком банально. Я выбираю - А ну, стой засранец! – сержант встал, собравшаяся в складках вода хлынула вниз, будто он какой то драный фонтан. В конце концов, можно показать что «шел дождь», не просто констатируя факт, а через эмоции тех, кто под ним оказался. Если слишком нагромождать события, трудно проследить связь причин и следствий. Если слишком много действующих лиц, сложно распутать их отношения – и привести фанфик к вменяемому финалу. Если хотите быть писателем, вам, прежде всего, нужно делать две вещи: много читать и много писать. Это не обойти ни прямым, ни кривым путем – по крайней мере я такого пути не знаю. С. Кинг – у которого я и спёр вся наличную внятность изложения что есть в этой заметки. Так вот, сейчас речь идёт о Ваххе. О фанфиках по Ваххе (хотя этот подход можно применить и к иным вселенным). Что читать? Предположим бэк мы так или иначе знаем все. Тут впрочем, следует быть осторожным, и не превращать фанфик в войну терминов. В конце концов, я сомневаюсь что «обыватели вселенной» называют техножрецов – техножрецами. Длинновато… Ищите синонимы. Но вернёмся к что читать. У нас есть три грани вселенной образующих фирменный стиль. Она о войне, она имеет кучу отсылок к мифологии и истории, и она имеет мощную мистическую составляющую. Собственно мы имеем дело с жанром «чёрной космооперы с элементами эзотерики». Иногда, правда, товарищи из GW, начинают пихать в свою вселенную паро-панк, но по мне все эти деревянные лазганы, и Лэндрейдеры на паровом ходу – маразм. Поэтому, маст рид, для «понимания, что это вообще такое». Роджер Желязны – Джек из тени, Князь света, Вирт, Хрономастер, Дэлвиш проклятый, Создания света – Создания тьмы – да всё до чего дотянетесь, никто не передавал атмосферу техномагического мира так как Желязны. Гарри Гаррисон – цикл о Мире Смерти, первые три книги. Отсюда был взят Катачан и прочие аналоги Пирра в мире Ваххи. Хайнлайн – он заложил основы современной космооперы, - Звёздный десант, Дорога славы, Луна – суровая хозяйка. Это так, для начала. Филипп Дик – Снятся ли андроидам электроовцы, Убик. Говард Лавкрафт - Сияние извне, Чужой, Сумеречный поиск мистера Каддата, Зов Ктулху, Хаос наступающий, Огэст Дерлет. Пришелец из космоса – и прочее и прочее… Живи он сейчас – полагаю GW бы на него молилось… Хотя они и сейчас помаленьку прут. За тем как описывать готичность в современном понимании – к нему. Дюна – Человек не читавший Дюну, это пол человека. Фрэнк Герберт. Майкл Муркок – Сага о принце Энрике. Лоис Бьуджолд – хотя её книги и крайне далеки от реалий Ваххи, но это не мешает ей ОЧЕНЬ хорошо писать (учебник по стилю просто), описывать космобои с точки зрения командования (причём грамотно), плюс опять же политико-детективный стиль, и раскрытие вопросов отношения к мутантам. Барраяр вполне бы вписался в структуру Империума:) Миллер Уолтер М - Гимн Лейбовицу Из не фантастических книг очень желательно ознакомиться с мифологией народов мира, (книг много, начинать можно практически с любой), Божественной комедией Данте, (хотя бы пролистать, а желательно найти гравюры к оригинальным изданиям – на них просто квинтэссенция Warhammer’а), и Фаустом. Плюс книги о войнах. Небо войны, Я был на той войне, На западном фронте без перемен, Последний солдат третьего рейха, В списках не значится, В августе сорок четвёртого, Волоколамское шоссе. Чисто для начала - хватит. Надеюсь, камрады дополнят списки и «ценные советы». WASTELAND HAS ME:) Изменено 18 июня, 2006 пользователем vsadnik Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
vsadnik Опубликовано 20 июня, 2006 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 20 июня, 2006 Подчиняясь требованиям командования, объявляю кампанию «Даёшь критиканство, нет политиканству!» открытой. Правда, дело я это не люблю. Одно дело, когда критикуют за дело, стараясь чему-то научить, (клянусь!), и другое, когда походя тонко намекают на то, что ты есть неспособное быдло. Поэтому, народ, к молодым авторам, если они не гонят явный дивнизм раз за разом, надо быть строгими, но справедливыми. И критиковать я буду … (барабанный бой, инфаркты, прочее) – себя любимого! Потому как уж свои косяки я вижу, и рыдаю над ними каждый день. И отмазаться «это, была аффторская задумка – ниЧЁ вы не понимаете!», уж перед самим собой не выйдет. А потом и по вам, рожные мои пройдусь:) Начну с недавнего – «Подумал…» под одной из строчек проходил след, словно Норад водил пальцем, а на этом месте палец соскользнул. Тавтология. Заменить палец на ноготь. В воде плавали куски льда. Самая отвратительная, на мой взгляд, фраза – как я её пропустил, знает только Тзинч. А что ещё могут делать куски льда в воде? Значительно лучше «В воде позвякивали куски льда, блестели куски льда – лёд тут нужен для передачи, что вода была РЕАЛЬНО ХОЛОДНАЯ. Но, с другой стороны, Гроу и так промерял температуру. Значит лишняя сущность. Значит лишнее подтверждение факта, который и так не однократно констатировался. Не нужна тут эта фраза. Здесь же маленький хинт – не обязательно говорить что мол, «Колонна месила грязь» – кроме того, что это дикий штамп, значительно изящнее, например, описать завязший в грязи танк. Дальше – http://www.warhammer40k.ru/forum/viewtopic.php?t=4064 Два полка Тут плюс, их уже разобрал специалист (я наверно, попрошу его заглянуть сюда – от его замечаний толку будет больше). Pointer Ну, в общем ничего. Подправить орфографию, и будет даже неплохо. Есть проблемы с употреблением слов (особенно эпитетов), но это поправимо. Есть также проблемы с конструкцией предложений. Косяки, наподобие "импульсы ксеносов" просятся в учебник, в раздел "типичные ошибки". Основная претензия - мутновато, особенно концовка. Сюжет мутноват. Потенциал сюжетной многозначности высок, но не реализован. А основная идея не столько читается, сколько угадывается, исходя из общего настроения. Да, настроение создаётся, и это хорошо. Однако, уж больно оно примитивное, это настроение. Шаблонное, а потому не интересное. Впрочем, общая безграмотность текста препятствует внимательному прочтению, так что я мог и пропустить что-нибудь существенное. Главный хинт поняли? Правильно, грамотность спасёт человечество. 1) Стиль. Подробнее нельзя. Некогда мне. Да и не напишу я ничего такого, чего не было бы в книгах, а посему, толку от моих разборов будет ещё меньше, чем "чуть". Хотя, вот несколько примеров: > Необычайно чёткие, с глубокими, резкими, как понос комиссара цветами, и реальные до невозможности. Здесь я, по идее, должен начинать смеяться? Не вижу юмора. Запах только чувствую. Зато запах такой, что провоняли два, как минимум, последующих абзаца. hint: осторожнее со словами. Ровнее надо. Если уж начал с поноса, то размазывай его и дальше, либо возвращайся к началу и вычёркивай все фекалии. > ...мэр осёкся – первый раз за всё время Керн посмотрел ... За какое время? Может просто: "впервые"? hint: проще надо. Либо напротив - полнее. Но лучше - проще, только, конечно, без фанатизма (- Так <значит> мобилизация? ...). > Голова мэра треснула – но не разорвалась. ... ... Катачанец похлопал по наметившемуся брюшку. – Виш как я при тебе поумнел, мозги в башку не вмещаются. Так это у него "голова треснула"? Или у кого? Перечитаю-ка я ещё раз предыдущий абзац... Нет, не у него, а у мэра. Тогда причём тут... А-а-а! Это шутка была, типа про живот, да... hint: избегай повторов образов. Как ты избегаешь повторов слов, так же избегай повторов образов. (Кстати, кто такой "Виш"? Или это "Рок" по-катачански?) > Рок пнул ногой курицу тупо застывшую посреди грунтовой дороги, по совместительству выполнявшей роль главной улицы. Та, теряя перья взвилась в небо ... Улица взвилась? Или всё-таки дорога? hint: аккуратнее с местоимениями. Местоимение автоматически привязывается к ближайшему слева существительному. Если, конечно, этому не препятствует строение фразы. Кроме того, "рок" - значит "судьба". Избегай имён, создающих подобные двусмысленности, либо выкручивайся, исходя из контекста (например, поскольку в начале предложения "рок" и "Рок" пишутся одинаково, не начинай фразу с "Рок".) > Третий катачанский – позиция занята! – это Рок. - Сто двадцатый элизианский – стоим насмерть! – это он… Кто? Впрочем, я думаю, что о стилистике ты знаешь не меньше моего, а единственная проблема - невнимательность. Плюс - косяки с пунктуацией, сильно искажающие смысл предложений. 2) Грамматика. > куда-то; Жить-то, не__знаю ... ... и тэдэ и тэпэ, особенно с запятыми, тире и дефисами. hint: Ворду не верь! Говорю тебе, как сам многократно облажавшийся на этой шняге. megahint: Грамота.ру 3) Настроение. Героическая сага. В главных ролях - два инфантильных солдафона-полудурка, для которых весь смысл существования заключается в непрерывной борьбе за честь мундира. Уря! Хероизмус форевиум! 4) Ещё раз, сюжет. До меня только сейчас дошло, что это, кажется, "фафик" по какой-то mmorpg. Так? В таком случае, упрёк в "мутности" снимается. Вместо него ставится огромный минус - за отсутствие самодостаточности сабжа. Дальше – [фанфик] День Гвардии День Гвардии Из недостатков: 1) Повествование рваное, как на уровне композиции, так и отдельных эпизодов. Некоторые абзацы приходилось перечитывать по два раза. 2) Некоторые эпизоды не связаны между собой и слабо укладываются в основную линию и в центральную идею. Набор обрывков миниатюр, а не цельный рассказ. 3) Ненужные детали и сущности. Издержки фанфика, я так понимаю... 4) Анахронизмы и баяны, вставленные для красного словца. Вот уж без чего можно было бы обойтись. 5) Отдельные моменты (особенно эпизод с заложником) вызывают оскомину своей претенциозно-попсовой незамутнённостью. Худшая разновидность штампа. 6) Масса ошибок и опечаток. Пунктуация ни к чёрту - вплоть до того, что запятыми не выделены даже обращения и причастные обороты. Оценка: 6/10. Кое от чего (второй пункт) мне уже пожалуй не избавиться, а вот первый, шестой и пятый можно исправить. Первый, разбить особенно невменяемые предложения на два, или вообще убрать. Пятый – эпизод с заложником не нужен ни к чёрту. Шестой – учиться. Четвёртый – полагаю все заметили что к баянам у меня слабость. Вахха, всё таки очень давит своей пафосностью, хочется разрядится (надо всё же знать меру). Теперь от себя. Так скажем «советы выстаранные и спЁртые». Тавтология это не только одинаковые слова, это ещё и однокоренные слова. Уничтожайте беспощадно. Не считайте читателя идиотом. Если вы УЖЕ сказали что солнце садится, нафиг не надо забивать текст «кроваво-красным небом», тем более что последнее не просто штамп, а убожество. Чужие фразы. Не воруйте. Если надо описать что-то, старайтесь придумать своё, а не спереть чужое. В случае с моими любимыми «свинцовыми тучами над острыми пиками гор», можно выкрутится сотней способов, включая баянообразное, и в общем тоже ворованное, но хоть чуточку оригинальное «Кажется дождь начинается…» Звуки дождя могут быть не только, «мокрыми, мелодичными, трещащими», и прочее. Сравните его лучше со звоном падающих гильз – благо вселенная простит:) Не нагромождайте эпитеты, хватит и одного. А лучше вообще без них. Дополняя ЧТО ЧИТАТЬ? Воратха: Стилистика начинающего автора. Голуб. И. Б. Стилистика русского языка Риторика: Нормы стилистики Практикум по стилистике Стилистика Кто доброволец в мои руки? Ладно, счас посмотрю... кого ни будь... Не в ранге модератор:) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
vsadnik Опубликовано 30 ноября, 2006 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2006 Термины именно настоящей инквизиции. Но так как ваховская списанна частью с реальной - я полагаю они вполне легетимны. Практически все вменяемые тексты по инквизиции на русском собранны Здесь Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
vsadnik Опубликовано 12 апреля, 2007 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 12 апреля, 2007 Перевод выполнен Александром Ремизовым, оригинал перевода тут Полный текст в оригинале, можно взять на сайте Джона Труби (http://truby.com/), скачайте его программу и после инсталляции возьмите этот в директории программы. По мнению Джона Труби (http://truby.com/), нас от сценарной заготовки до законченного сценария отделяют только 22 шага. Спинной хребет истории: 1. Самореализация / Потребность /Желание - Чему герой научится сам или от других к концу истории? - В чём герой неправ в отношении себя или других в начале истории? 2. "Призрак" и контекст - Кто (в чём) "призрак" героя? ("призрак" в парадигме Труби - это то, что преследует героя, его "скелет в шкафу", то, что не даёт герою спать по ночам) Каков контекст истории? (На фоне чего она разворачивается?) 3. Проблема / Потребность - Проблема героя - 3 слабости героя - Психологическая потребность - Моральная потребность 4. Побуждающее происшествие - Какое событие является толчком к началу истории? 5. Желание - Желание-цель - Желание-мотив - Каковы ставки в игре? 6. Союзники - Кто союзники героя? 7. Противник - Кто противник героя? 8. Скрытый враг - Кто скрытый враг, который притворяется союзником? 9. Первое открытие - Открытие - Решение - Изменение желания - Изменение мотивировки 10. План героя - В чём состоит план героя? 11. План противника - В чём состоит план противника? 12. Действия героя (Hero's Drive) - Последовательное описание действий героя в истории 13. Атака союзника - Обвинение / Критика - Оправдание 14. Очевидное поражение - Герой сталкивается с большими трудностями 15. Второе открытие - Открытие - Решение - Изменение желания - Obsession drive - Изменение мотивировки 16. Открытие аудитории - Что узнаёт аудитория и что остаётся скрытым от героя? 17. Третье открытие - Открытие - Решение - Изменение желания - Изменение мотивировки 18. "Ворота" / Визит смерти - Символ смерти и воскрешения героя 19. Битва - Характеры в конфликте - Точка схода всех линий - Герой похож на противника - Глубинные значения в конфликте - Последовательность конфликта 20. Самореализация - Самореализация психологическая - Самореализация моральная 21. Моральный выбор - Самореализация - моральный выбор - Самореализация - раскрытие темы 22. Новое равновесие - Герой на более низком или на более высоком уровне [Добавлено позже] Продолжение Джон Труби: Ошибки и контрольные вопросы. =================================== Самореализация / Потребность /Желание Ошибки: • Вы пишете историю, не отталкиваясь от конечной точки. Идёте не от конца к началу. Это может оказаться самой дорогостоящей ошибкой, которую вы можете сделать. И даже лучшие авторы делают эту ошибку. Не зная конечной точки пути вы не сможете сделать ни первый, ни какой-либо последующий шаг. Потому что нет уверенности, что именно этот путь приведёт к финалу. Этот путь приводит к истории без середины, без изменения характера и без глубины. • У вашего героя нет никакой психологической потребности. Никакая личная слабость не делает его менее положительным. Потребность Ваш герой не имеет моральных потребностей. Его потребность является сугубо психологической и не имеет никакого отрицательного эффекта на кого-либо ещё. Он действует морально с самого начала, так что никакой моральный рост невозможен. Вопросы: • Есть ли у героя явная слабость, которая является источником его психологических и моральных потребностей? • Наносил ли герой какой-либо моральный ущерб кому-либо в начале истории? • Как неправильно (недостойно) он поступал в начале истории? Самореализация Ваш герой не учится ничему новому. Вопрос: Какой новый курс действия выберет ваш герой после понимания надлежащего способа жить? Желание Линия желания героя недостаточно определённа. Вопрос: Есть ли определённый момент, когда аудитории понятно, преуспел ли ваш герой или оказался не в состоянии достичь своей цели? "Призрак" и контекст Ошибки • Нет никакого "призрака", никакого случая из прошлого, преследующего главного героя. Результат: история, которая не имеет фундамента, основы, "внутренностей". • "Призрак" не болезненный для героя. Случай должен быть причиной нынешних проблем! • "Призрак" не связан с потребностью героя. • Герой преодолевает "призрака" очень легко. А призрак не должен исчезнуть в начале истории. • Мир вашей истории мелок. Он не включает большие силы, которые бы влияли на героя. Вопросы: • Глубоко ли травмировал героя случай в прошлом? • Требует ли история, чтобы герой противостоял множеству противоборствующих сил, влияющих на него? Проблема / Потребность Разница между моральной и психологической потребностью: Психологическая потребность сугубо личная. У героя есть слабость или он теряет что-то, но это не имеет отрицательного эффекта на кого-либо ещё кроме самого героя. Моральная потребность характера всегда имеет прямой отрицательный эффект на кого-либо ещё. Побуждающее происшествие Ошибки: • Побуждающее происшествие (провоцирующее событие) не вынуждает вашего героя в конце истории противостоять его потребности. (Чтобы победить, герой должен перешагнуть через свои слабости) • Побуждающее происшествие не вынуждает вашего героя немедленно придумывать линию желания. Вопрос: Какой случай будет толчком к истории, ведущей к самой трудной борьбе в жизни героя? Желание Ошибки: • У героя нет сквозной линии желания. Это приводит к эпизодическому повествованию. • У героя мимолётное, реактивное желание • Желание героя настолько мелкое, что это не захватывает аудиторию • Желание героя столь огромно, что никогда не может быть осуществлено кроме как с натяжкой. Вопросы: • Будет ли в истории момент, когда аудитория будет знать точно: достиг ли герой цели? • Линия желания не отклоняется от курса и не видоизменяется по ходу, оставаясь по существу той же самой? Союзники Ошибки: • Союзники интереснее, чем главный герой. • У союзников нет собственной линии желания. Вопрос: Как различие между союзником и героем позволяет объёмнее определить героя? Противник Ошибки: • У вас нет главного противника. Это вторая причина эпизодичности действия. • На роль главного противника выбран не тот персонаж • Ваш главный противник не истинный противник. Он не хочет ту же самую вещь, что и герой. • Главный противник не имеет убеждений, которые входят в конфликт с убеждениями героя. • Главный противник является АБСОЛЮТНЫМ злом. Он неисправимо зол и неспособен к моральным действиям. Вопросы: • Кто хочет остановить главного героя и почему? • Что хочет получить противник? • Ваш противник конкурирует с героем за ТУ ЖЕ САМУЮ вещь? Скрытый враг Ошибки: В истории нет скрытого врага. Противостояние недостаточно накалено, если нет характера, работающего против главного героя под прикрытием. Вопросы: • Чем скрытый враг по существу отличается от главного врага? • … от героя? Первое открытие Ошибки: Открытие не заставляет героя изменить первоначальную цель. • Изменения цели слишком кардинальны. Вы дали герою АБСОЛЮТНО новую линию желания • Первое открытие слишком мощно. Вы не можете превзойти этот пик в дальнейшем. Вопросы: • Действительно ли это открытие так важно для героя? • Выстроено ли оно логически? План героя Ошибки: • У героя нет плана действий • План недостаточно определённый • Первоначальный план сразу приводит к успеху Вопросы: • Как противник опрокинет этот план? • Какой новый план придумает герой, чтобы обойти противника? • План героя содержит безнравственные действия, чтобы победить? ДОЛЖЕН, чтобы союзник критиковал героя. План противника Ошибки: • У противника нет плана • Противник неактивно атакует героя • Противник недостаточно прессует героя, чтобы тот отказался от своего первоначального плана и изобрёл новый • Противник не побеждает в середине истории Вопросы: • Какие шаги предпринимает противник, чтобы достигнуть цели? • Какие скрытые уловки он использует, чтобы нанести ущерб герою? Действия героя (Hero's Drive) Ошибки: • Герой предпринимает множество действий, которые не ведут к цели. • Повторение тех же действий снова и снова. Если не разнообразить действия, то середина окажется скучна • Конфликт между героем и противником не усиливается к середине истории • Герой побеждает в течении движения. Вопросы: • Действительно ли эти шаги следует предпринимать герою для достижения цели? • Какие новые действия предпримет герой, когда его первые усилия провалятся? Атака союзника Ошибки: • Союзник не критикует героя. Если союзник полностью согласен с героем, нет нового измерения в конфликте истории. • Союзник отличается в стратегии, но не в этике (морали) от действий героя. Вопросы: • Как по мнению союзника должен действовать герой? • Как это отличается этически от того, что делает герой? [Добавлено позже] Очевидное поражение Ошибки: • Герой не имеет очевидного поражения, когда ему кажется, что цель вот-вот будет достигнута. • Герой имеет слишком много очевидных поражений. • Очевидное поражение недостаточно разрушительно. Вопрос: Как противник добивается поражения героя, когда герой уже уверен в своей победе? Второе открытие Открытие Решение Изменение желания Obsession drive Изменение мотивировки Ошибки: • Герой не получает никакой новой информации в середине истории. • Второе открытие не превосходит по силе первое Вопросы: • Как второе открытие связано с первым? • Почему ваш герой поглощён достижением цели? Открытие аудитории Ошибки: Аудитория знает не больше, чем герой и абсолютно не посвящена в скрытые уловки врага. В результате аудитория не понимает полную мощь противника и не видит рост героя. Вопросы: • Какую информацию получает аудитория до того, как об этом узнает герой? • Как эту информацию лучше дать: визуально или через диалог? Третье открытие Ошибки: • Герой не получает никакой новой информации перед битвой. • Третье открытие не сильнее второго. • Третье открытие не ведёт к изменению линии желания героя на первоначальный курс. Вопросы: • Что является заключительной частью информации, которую герой узнаёт о противнике? • Что является ключом, который даёт эту информацию? Ворота / Визит смерти Ошибки: • Герой не испытывает сопротивления, приближаясь к битве. • Герой не противостоит собственной смертности, что могло бы усилить конфликт. Вопросы: • Находится ли герой под давлением? • Находится ли он на пороге смерти (или символа смерти)? Битва Ошибки: В финале истории нет столкновения героя с противником. • Сражение слабое или неадекватное. • Сражение - не самый интенсивный конфликт в истории. • Сражение не является конфликтом ценностей. • Сражение не ведёт к самореализации. Вопросы: • Это самый интенсивный конфликт в истории? • Является ли битва прежде всего конфликтом между героем и противником? • Похож ли герой на противника в этой точке истории? • Чей набор убеждений и ценностей является превосходящим - героя или противника? Самореализация Ошибки: • Герой не получает самореализации. • Самореализация наступает в истории слишком рано • Самореализация не является моральным актом: герой не осознаёт свои ошибки в прошлом и не понимает, как достойно жить дальше. • Персонаж изменяется, но это не изменение характера. (Например: добился личного успеха, вылечил болезнь) • Размышления о теме как о предмете, а не как о Способе. Вопросы: • Учится ли герой понимать людей как личности, а не только как инструменты для соей игры? • Действительно ли герой получает новую часть информации? Моральный выбор Ошибки: • Вы не даёте герою сделать в конце истории моральный выбор. Персонаж, который не выбирает в конце истории между двумя способами действия, не скажет аудитории, какой образ жизни (в который вы верите) является превосходящим. • Вы даёте герою ложный выбор. Выбор между добром и злом. Правильный выбор - между двумя позитивами или уход от двух негативов. Вопросы: • Вы создали вашу тему заключительного морального выбора между двух позитивов? • Может ли аудитория сделать этот выбор в повседневной жизни? Новое равновесие Ошибки: • Нет ощущения окончания истории. • Окончание не следует логически (притянуто за уши) Вопрос: окончание даёт аудитории понимание более глубинной проблемы, вовлечённой в историю? Char. List • У вас слишком много персонажей в истории • Вы не представляете ясно роль и функцию каждого персонажа. Вопрос: Все ли персонажи необходимы, чтобы рассказать эту историю? [Добавлено позже] Char. Web • У вас нет четырёх-точечного противостояния. Вам нужно как минимум три противника, с которыми будет сражаться герой. • Второстепенные характеры абсолютно недетализированы или же наоборот - столь же сложны, как и главный герой. • Конфликт между героем и противником поверхностный • Герой не обеспечен детальным набором ценностей и убеждений. • Противник не обеспечен детальным набором ценностей и убеждений. Вопросы: • • Кто главный противник и кто вторичные противники? • Как противник использует основные слабости героя? • Что является самым главным, за что борются между собой герой и противник? • Что по мнению героя включает в себя понятие "жить правильно"? • Чем ценности противника отличаются от таковых героя? Char. World • Вы не смогли создать детализированный мир истории • Мир не выражает глубоких слабостей героя. • Мир не меняется из-за действий героя. • История развивается в мире, который не выходит за пределы семьи. Вопросы: • Продумали ли вы мир так же тщательно, как и героя? • What are the larger ramifications of the hero's struggle? • What are the largest ramifications that the hero's actions could have? Контекст / Общество / Институты Вы не смогли соединить уникальное созданное общество с большим миром. Это значит, что арена действия слишком узка и специализирована. Вопрос: Сможет ли широкая аудитория ассоциировать себя с уникальным обществом или институтом вашей истории? Социальная среда Не показано, как социальные силы воздействуют на героя. Вопрос: Осознаёт или не осознаёт герой воздействие социальных сил? Natural Setting Нет набора символов (символических значений), закреплённых в мире истории. Вопрос: Какие глубокие значения закреплены за установками вашего мира? Время года / Праздник Использованное время года или праздник являются клише или предсказуемо. Вопрос: Какой глубокий смысл или философия заключены в использовании времени года или праздника и как это относится к истории? Диапазон изменения мира Мир не меняется с течением истории. Вопрос: Есть ли фундаментальный сдвиг в том, как выглядит мир на протяжении истории? Визуальные семь шагов Места, где происходит каждое из основных событий не слишком отличаются друг от друга. Вопрос: Какие уникальные места ассоциированы с каждой ключевой точкой сюжета? Диалоги • Сцена не сфокусирована на главном • В цене лидирует не тот характер. • Нет противостоящих характеров с разными целями. • У ведущего в этой сцене характера нет стратегии движения к цели. • У сцены нет ясной концовки. • Диалоги имеют значение, но не двигают историю. • Нет аргументов"правильного" и "неправильного". • В диалогах нет индивидуальности характеров. • Вы пишете диалоги, которые не отражают уникальное значение каждого характера. Моральные действия • На протяжении истории характер не растёт и не падает морально. • Другие характеры не реагируют, если герой действует аморально. Вопросы: • Как далеко может зайти герой, пытаясь достичь цели? • Как ваш герой критикуется другими за свои поступки? • Достигает ли герой к концу истории понимания того, как надо жить достойно? Предпосылка • Затёртая до дыр предпосылка. Аудитория видела это уже тысячу раз. • Мелкая идея растянута на два часа. • Предпосылка не является чем-то личным для сценариста. (Не то, что прочувствовано) • Предпосылка слишком личная: приемлема и понятна только для вас, но не для широкой аудитории. Вопросы: • Почему вас волнует эта проблема? • Интересует ли лично вас решение этой проблемы? • Насколько хорош характер, чтобы выразить эту идею? • Может ли идея выйти за пределы двух-трёх хороших сцен? (может ли идея занять два часа времени?) • Затронет ли аудиторию на личностном уровне решение этой проблемы? • Действительно ли эта сюжетная линия настолько универсальна, чтобы заинтересовать людей кроме вас? Scene List • В сцене используется более одной сюжетной линии. • Описание поверхностных элементов вместо сути действия. • Включаются сцены, которые не требуются для драматического развития истории. • Вы озабочены хронологическим порядком больше, чем структурой. Вопросы: • Можно ли объединить несколько сцен в одну? • Расставлены ли сцены по порядку? • Нет ли промежутков в списке сцен? Scene Weave • Ваши сцены не расположены согласно "22 step" - самому драматургическому пути развития истории • Вы не в состоянии проверить "спинной хребет" истории. • В сценах нет символов. [Добавлено позже] Symbol • Нет символов, ключевых фраз чтобы фокусировать диалог. • Ваши символы не связаны с темой. • Вы не в состоянии найти символ, который может быть связан с миром, обществом или институтом. • Нет символа, который выражает основной аспект характера вашего героя. Вопрос: • Имеется ли объект, который выражает визуально мир истории? • Какой символ выражает изменение характера вашего героя? • Имеется ли имя или объект, который может выразить сущность вашего персонажа? Тема • Неправильно выбрана структура или жанр, чтобы рассказать вашу историю. • Повествование не сосредоточено на самом глубоком конфликте в истории. • Не знаете свою тему. • Не имеете стратегии, чтобы лучше рассказать историю. • Характеры не выражают уникальный взгляд на центральную проблему истории. • Нет единственной линии диалога, который повторяется несколько раз в течении истории, чтобы выразить тему. [Добавлено позже] Также советую Герой с тысячью лицами (Джозеф Кэмпбэлл), Книга одна из "обязательных к прочтению", для тех кто собирается писать сценарии, или вообще хоть как то интересуется данным делом в частности и композицией сюжетов вообще. Скачать можно отсюда http://forum.comics.com.ua/viewtopic.php?t=2214 И ещё одна книга о сценариях, построении сюжетов и кино вообще АЛЕКСАНДР МИТТА. Кино между адом и раем http://yanko.lib.ru/books/cinema/mitta_all.htm#_Toc19440844 Книга крайне полезна как для людей интересующихся теорией и практикой написания кино-сценариев, так и для графоманов-любителей (да и профессионалов), вообще. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Manitu Опубликовано 2 июля, 2007 Жалоба Поделиться Опубликовано 2 июля, 2007 Еретика после первого и второго вразумления отвращайся зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден. Послание Павла к Титу. Гл.3. Ст. 10-11 Письмо из застенков Инквизиции. «Много сотен тысяч раз желаю тебе спокойной ночи, моя дорогая и любимая дочь Вероника! Невиновным попал я в тюрьму, невиновным подвергся ужасным пыткам, невиновным должен и умереть. Ведь каждый, кто имел несчастье попасть в тюрьму для ведьм [в Бамберге], должен стать ведьмой или колдуном. Иначе его будут пытать до тех пор, пока он сам не выдумает что-нибудь — да сжалится над ним Господь, да вразумит его! Я расскажу тебе, как это произошло со мной... И потом пришел палач — да будет милосерден Господь на небесах — и надел на меня тиски для пальцев, так что кровь потекла из-под ногтей и отовсюду, и после этого уже целый месяц я не могу нормально владеть руками, как ты можешь судить по этому письму... После этого они сначала сорвали с меня одежду, связали мне руки за спиной и стали пытать — связали руки за спиной, привязали к ним веревку и подвесили к блоку, прикрепленному к потолку. В ту минуту мне показалось, что наступил конец света. Восемь раз они вздергивали меня наверх, а потом отпускали, и я снова падал на пол. Я перенес ужасающие муки. Тогда палач сказал: «Господин, прошу вас, ради Бога, признайтесь хоть в чем-нибудь, правда это или нет, иначе вам не вынести всех пыток, которые вам уготовлены. Но даже если вы все перенесете, все равно вам не спастись... «А теперь, мое дорогое дитя, перед тобой лежат все мои признания, из-за которых мне предстоит умереть. И все это — чистейшая ложь и выдумки, да поможет мне Господь! Ведь все это я был вынужден сказать из страха перед пытками, грозившими мне помимо тех, что я уже перенес. Ведь они никогда не прекращают пыток, пока человек в чем-нибудь не сознается. Каким бы хорошим он ни был, все равно он обязательно должен быть колдуном. Ни один не спасется, будь он хоть графом... Дорогое дитя мое, храни это письмо в тайне, чтобы никто его не нашел, иначе меня будут пытать еще более жестоко, а тюремщики будут обезглавлены. Это строго-настрого запрещено... Дорогое дитя, заплати этому человеку талер... У меня ушло несколько дней, чтобы написать это письмо — я плохо владею обеими руками. Я нахожусь в самом отчаянном положении. Спокойной ночи, дитя мое. Увы, твой отец Иоганн Юниус никогда больше не увидит тебя. [Приписка на полях]. Дорогое дитя мое, сразу шесть человек дали показания против меня: канцлер, его сын и другие... Но все это ложь! Они сказали мне, что сделали это вынужденно, и перед тем как их казнили, они попросили у меня прощения во имя Бога». Список терминов встречающихся в протоколах инквизиционных процессов. 1) Аутильо (Autillo) = малое аутодафе. Виновный приводится в залы инквизиции. Заседание может быть при открытых дверях, чтобы лица, желающие на нем присутствовать, могли войти, или при закрытых дверях, и тогда допускаются лишь лица, имеющие право присутствовать там. 2) Аутодафе. Публичное и торжественное прочтение извлечения из судебных дел и приговоров, которые инквизиторы объявляют в присутствии виновных или перед их изображениями, в присутствии властей и наиболее уважаемых городских корпораций, в особенности светского королевского судьи, которому передают в это время осужденных или их изображения, чтобы он тотчас же объявил смертную казнь через сожжение, согласно законам государства касательно еретиков приказал привести ее в исполнение после того, как, на основании предварительного и секретного сообщения инквизиторов, он распорядится приготовить эшафот, дрова, машину для удушения и обычных исполнителей. 3) Аутодафе единичное. Устраивается для одного виновного в церкви или на публичной площади, смотря по обстоятельствам. 4) Аутодафе общее. На нем появляется большое количество виновных всех разрядов: лица, сжигаемые после удушения, как еретики-рецидивисты, хотя и раскаивающиеся; такие, которые представлены в изображениях, с их выкопанными из могил костями, как умершие нераскаянными; такие, от которых имеются только одни изображения, как приговоренные заочно. Бывают также еретики примирившиеся с Церковью, исповедавшиеся и раскаивающиеся; отбывающие епитимью, уголовные преступники; лица, заподозренные в ереси, которые произносят отречение и освобождаются от наказания условно (ad cautelam), с предупреждением. 5) Аутодафе частное. Оно бывает, когда выставляют на позор осужденных без приготовлений и торжественности общего аутодафе. На нем не присутствуют ни власти, ни корпорации города: там присутствует один только святой трибунал, а светский судья бывает каждый раз, когда появляется какой-нибудь виновный, подлежащий казни. 6) Богословская отметка. Оценка, которую богословы делают поступкам и речам, составляющим содержание процесса, квалифицируя одни как формально еретические, другие как близкие к ереси, наводящие на ересь, благоприятные для ереси, дерзновенные, позорные, оскорбляющие благочестивый слух антихристианские, противные Евангелию, католической вере и т. п. См.: Квалификация. 7) Быть по сему (como parece). Формула, которую короли Испании имеют обыкновение писать собственноручно на полях запросов совета инквизиции и других королевских советов, когда они одобряют представленные им декреты или приговоры. 8) Верховная (suprema), или верховный совет. Титул главной испанской инквизиции, руководимой главным великим инквизитором и королевским советом учреждения. Она управляет провинциальными инквизициями. 9) Верховное отлучение от Церкви. Оно постановляется папою или инквизиторами против того, кто делает запрещенное или не делает то, что приказано; оно получает полное действие по отношению к нарушителю без необходимости, чтобы судья отлучил его от Церкви, когда преступление совершено. 10) Вины (merita). Этим выражением имеют обыкновение обозначать извлечение из процесса инквизиции, читаемое секретарем перед аутодафе каждый раз, когда на основании окончательного судебного решения виновный должен выслушать свой обоснованный приговор. 11) Внесудебная информация. Это собрание нескольких показаний сделанных секретно, без присяги, лицами, которые были опрошены инквизиторами или комиссарами святого трибунала о поведении и религиозных воззрениях того против кого сделан донос. 12) Вызов в суд - см.: Повестка о вызове в суд. 13) Вызов судебного разбирательства - см.: Требование дознания. 14) Голосования. Мнения провинциальных инквизиторов и юрисконсультов о приговоре, который следует вынести. Они адресуются в совет, чтобы там подвергнуться обсуждению. Если совет высказывает свое мнение в противоположном смысле, он указывает трибуналу, какого поведения он должен держаться. Тогда инквизиторы видоизменяют, утверждают и произносят от своего имени окончательный приговор, который может быть противен их собственному убеждению и который они выносят под воздействием мнения членов верховного совета. 15) Грамота всеобщая. Это указ, который посылается королевским верховным советом, состоящим под председательством главного инквизитора провинциальным трибуналам с предписанием или запрещением мер, относящихся к тому, что происходит в святом трибунале; она обязательна, как внутренний и специальный закон учреждения. 16) Грамота частная. Приказание главного инквизитора или верховного совета, адресованное провинциальным инквизиторам в форме официального письма по частным указанным делам. Иногда это название дается также приказанию хотя бы оно было отправлено в виде извещения в обыкновенном порядке, или приказа, или предварительного решения. 17) Добровольное сознание. Его делает человек, обвиняющий сам себя пред святым трибуналом в действиях и разговорах, прямо или косвенно противных католической вере, за которые он просит прощения и освобождения от церковных наказаний, которые он мог навлечь на себя. 18) Донос. Сообщение, сделанное святому трибуналу о действиях или разговорах, которые противны или кажутся противными католической вере судопроизводству или правам этого трибунала. 19) Допрос с пристрастием. Допрос судьи, сопровождаемый пыткою. 20) Заслушание улик. Декрет, которым после рассмотрения подготовительной информации (summaria) инквизиторы вместо приказания заключить обвиняемого в секретную тюрьму инквизиции объявляют ему приказ явиться лично в зал судебного заседания для ответа на улики, которые фискал может выставить против него в продолжение процесса. 21) Запретительный индекс (index librorum prohibitorum) - см.: Список запрещенных книг. 22) Защитительная записка. Письменное прошение, в котором обвиняемый излагает статью за статьей в форме протокола допроса, факты, которые он считает полезными для своей защиты против прокурорского обвинения; оно содержит также имена лиц, которые могут удостоверить истину каждого приводимого факта. 23) Инструкции. Это указы, данные главным великим инквизитором и советом инквизиции, утвержденные королем и обращенные к подчиненным трибуналам инквизиции, чтобы они исполнялись на местах как особые предписания их внутреннего управления при ведении процессов и решении дел их круга ведения. 24) Интердикт. Это род церковного запрещения, объявляемого епископами и инквизиторами; сила его такова, что влечет за собою закрытие церквей и прекращение богослужения. Преподание последнего напутствия и соборование больных могут происходить только тайно, как и погребение мертвых, до тех пор, пока церковный судья не снимет интердикта. 25) Каноническое доказательство. Отзыв двенадцати заслуживающих доверия свидетелей, которые заявляют под присягой, что они верят, что обвиняемый говорит правду, отрицая свою виновность в ереси или в приписываемом ему преступлении. 26) Каноническое оправдание - см.: Каноническое доказательство. 27) Камера пыток - см.: Пыточный застенок. 28) Кара светской власти. Это кара, которою правительство и высшие трибуналы угрожают духовным лицам, злоупотребляющим своими привилегиями чтобы отказать судьям в повиновении, которое они должны им оказывать. Она состоит в изгнании виновных из отечества и в секвестре их имущества и доходов. 29) Карцер, или застенок. Подземная тюрьма, неудобная, темная и нездоровая. 30) Квалификаторы. Это богословы, которые оценивают действия и речи выражая свое мнение о внутреннем убеждении их авторов. 31) Квалификация. Оценка действий и речей, произведенная богословами в делах, которые подлежат компетенции инквизиции. См. Богословская отметка. 32) Квалификация объекта. Это оценка приписываемых обвиняемому поступков и слов, рассматриваемых без обсуждения намерения, которое обвиняемый мог при этом иметь. 33) Квалификация субъекта. Мнение, которое квалификаторы устанавливают относительно внутреннего убеждения обвиняемого: они его квалифицируют не заподозренным в причастности к ереси, о которой идет речь, на основании разобранных ими поступков и слов; или подозреваемым в ереси в малой степени или в высокой степени, очень серьезно, весьма сильно, или, наконец формально еретическим. 34) Кемадеро (quemadero), то есть площадь огня. Это площадь, где осужденные сжигаются живьем или фигурально в их изображениях. Она всегда отводилась в поле, вне города. 35) Книга голосований. В нее заносятся и записываются, в оригиналах мнения инквизиторов и юрисконсультов провинциальных трибуналов; из нее секретарь берет заверенную копию для пользования трибуналом. См.: Голосования. 36) Краткий обзор. Собрание показаний нескольких свидетелей, которые были допрошены после данной ими перед началом процесса присяги и обещания хранить тайну относительно статей доноса. 37) Лжекающийся. Это человек, признавшийся в своих преступлениях и просивший примирения с Церковью, но которого инквизиторы подозревают в неискренности раскаяния и в том, что он сделал признание только для того чтобы избежать уголовной кары. 38) Мантета (manteta, т. е. накидка). Это продолговатый кусок полотна на нижней части которого написаны имя, звание, общественное положение и преступление осужденного, а также год судебного приговора; на верхней части виднеются нарисованные языки пламени или крест санбенито, смотря по свойству судебного приговора. Это одеяние вешают в приходской церкви осужденного чтобы сохранить навсегда память о его осуждении. 39) Мориски (moriscos). Это название давали маврам, сделавшимся христианами, а также их потомкам. 40) Насилие. Смысл этого термина тот же, что и слов: насилие на деле и против права, в чем судьи иногда бывают повинны, злоупотребляя своей властью. См.: Обжалование против насилия. 41) Недостаточное сознание. Оно имеет место, когда обвиняемый признается в части поступков и речей, в которых он обвиняется, отрицая другие, в то же время установленные судопроизводством или считаемые инквизиторами за таковые по предположению, вопреки отрицанию обвиняемого. 42) Неимение препятствий. Это удостоверение, выдаваемое в святом трибунале лицам, оправданным или объявленным в подозрении, которое должно им служить доказательством всюду, где придется это сделать, что их арест и предание суду по делу религии не должны быть для них препятствием к достижению почестей, высоких званий, почетных мест и должностей, так как они не подверглись ни замечанию, ни наказанию судебного позора. 43) Обжалование против насилия. Чрезвычайная апелляция к королю против злоупотребления, которое делают инквизиторы из своей независимости и из запрещения светским судам принимать жалобы на судебные приговоры, вынесенные инквизиторами. Человеку, находящемуся в секретной тюрьме, невозможно было прибегнуть к этому, так как он не мог ни с кем сообщаться. Бывали случаи когда это средство было употребляемо родственниками заключенных. 44) Оглашение свидетельских показаний. Такое название дают в святом трибунале неполной копии свидетельских показаний, в которой опущены: 1) то что было показано в защиту обвиняемого как могущее дать возможность узнать свидетелей; 2) ответы тех, которые говорили, что ничего не знают; 3) те ответы, которые были вполне благоприятны для обвиняемого, вплоть до сообщения, что свидетелей было заслушано больше, чем приводится свидетельских показаний. 45) Оговор - см.: Донос. 46) Окончательное оправдание. Это оправдание происходит, когда трибунал объявляет обвиняемого невинным. Оправдание по суду инквизиторы выносят когда они не находят в документах мотивов, достаточных для продолжения судопроизводства, хотя и думают, что подсудимый не невиновен. 47) Опорочение или отвод свидетелей. Ссылка на факты, которые перед законом уменьшают доверие к показанию свидетелей. 48) Освобождение от церковных наказаний. Инквизиторы даруют его тому кто окончательно объявлен еретиком и произнес формальное отречение, обещаясь выполнить наложенные на него епитимий. Освобождение условное (absolutio ad cautelam), с предупреждением, инквизиторы даруют тому, кто объявлен подозреваемым в ереси. В последнем случае дело иногда происходит в присутствии некоторого числа свидетелей или зрителей, чуждых трибуналу и указанных деканом инквизиторов, или только под наблюдением хранителей секретного архива и секретарей святого трибунала. 49) Откладывать. Это значит приостанавливать ведение процесса до тех пор, пока не явятся новые причины для его продолжения. 50) Отмена. Она имеет место со стороны обвиняемого, когда он после заявления о своей виновности в каком-либо преступлении отрицает его и берет назад свое первое признание, говоря, что факты, в которых он сознался, не верны, и когда он излагает побудительные причины, заставившие его дать ложное показание. 51) Отречение (abjuratio). Это проклятие ереси. Формальное отречение (abjuratio de formal!) произносит лицо, объявленное еретиком в окончательном приговоре. Сильное отречение (abjuratio de vehementi) касается того, кто тяжко или сильно заподозрен в ереси. Легкое отречение (abjuratio de levi) относится в человеку, объявленному находящимся в легком подозрении. 52) Передать в руки светской власти (relaxatio). Это выражение употребляется, когда инквизиторы передают преступника в распоряжение светского судьи, чтобы он был судим на основании законов, установленных против проступка, за который он должен быть осужден светским судьею. 53) Повестка о вызове в суд. Это распоряжение, извещение или письменное сообщение инквизиторов, которым они приказывают обвиняемому - отсутствующему, но не бежавшему - явиться лично для ответа на обвинение направленное против него прокурором святого трибунала по делам, относящимся к католической вере. Образчик ее находится в процессе архиепископа Каррансы. 54) Подготовительный краткий обзор. Подготовительное расследование. Секретная процедура или предварительное следствие, которое производится после доноса и до прокурорского обвинения и ответа обвиняемого. 55) Покаянная одежда. Это старинное и первоначальное название того, что потом называлось "санбенито". См.: Санбенито, Самарра и Мантета. 56) Положения (или тезисы). В уголовном праве этим словом обозначают вопросы, установленные прокурором и предъявленные обвиняемому для ответа на них. Они составляют содержание уголовного процесса перед святым трибуналом. Так называют статьи протокола прокурорского допроса. 57) Пособник ереси. Тот, кто покровительствует или поддерживает ересь равно как и те, которые разделяют эту ересь или следуют ей. Инквизиторы усматривают это преступление у тех, кто не повинуется их распоряжениям, в особенности у тех лиц, которые противятся прямо или косвенно исполнению этих распоряжений. 58) Появление других свидетелей. Это случай, когда неожиданно появляются новые доносы против обвиняемого после того, как ему был сообщен его обвинительный акт; также случаи, когда другие трибуналы предъявляют улики, которые еще не были известны. Говорят также, что имеется совпадение или новая улика, когда после прекращения или отсрочки дела возникает новое дело, которое отягчает первое. 59) Предание суду, или инстанция. Состояние процесса с момента, когда обвиняемый ответил на главные пункты обвинения прокурора, до окончательного приговора. 60) Прекращение. Мера, посредством которой епископы или инквизиторы прекращают божественную службу и требоисправление католической религии в церквах какой-нибудь страны до тех пор, пока эта мера не будет совершенно отменена или не будет разрешено временно ее приостановить. 61) Приговор - см.: Голосования. 62) Приготовительное показание. Это показание, которое трибунал получает от того человека, который оговорен или против которого начинают вести дело, но который, не будучи еще рассматриваем как виновный допрашивается лишь в качестве свидетеля на предварительном следствии в видах установления истины фактов сообразно с выводами из его показания. Это средство иногда бывает полезно обвиняемому, что доказывает история св. Терезы и ее монахинь. 63) Примирение с Церковью. Освобождение от церковных наказаний, которые навлек на себя еретик, исповедовавшийся и покаявшийся. 64) Приостановка краткого обзора. Состояние, в котором находится процесс, когда после получения под присягой показаний доносчика и свидетелей дело как бы прерывается, потому что не считают обстоятельств преступления и его улик достаточными для издания приказа о заключении в тюрьму и о заслушании улик. 65) Производить розыск. Это значит допрашивать лиц, о которых думают что они были свидетелями поступков и слов, за которые человек оговорен пред святым трибуналом. Это слово иногда означает также секретную справку переданную комиссаром святого трибунала инквизиторам во исполнение приказа полученного на этот предмет. 66) Противящийся судопроизводству святого трибунала. Тот, кто препятствует или содействует препятствию для исполнения распоряжений инквизиторов; он квалифицируется как пособник ереси и подозреваемый в ереси в более или менее высокой степени, сообразно важности обстоятельств. 67) Пытка. Чрезмерное мучение, могущее иметь гибельные последствия как, например, переломы, раздробления разных частей тела, и даже смерть. Есть несколько способов ее применения. Различные авторы постарались их объяснить и изобразить в гравюрах. Цель, которой инквизиторы задаются применяя ее, это добиться сознания в некоторых преступлениях, которые в процессе были приняты за вероятные. 68) Пытка по чужому делу (in caput alienum). Ей подвергают заключенного, чтобы он показал в качестве свидетеля об обстоятельствах дела другого обвиняемого, в котором он обозначен как сосвидетель. Эта пытка применяется лишь тогда, когда трибунал допрашивал сосвидетеля и не мог ничего от него добиться и когда судьи предполагают, что он отказывается говорить то, что знает. 69) Пытка по личному делу (in caput proprium). Ей подвергают обвиняемого для того, чтобы он показал то, что касается его лично. 70) Пыточный застенок. Тюрьма, более глубокая, чем обычная инквизиционная, для того чтобы крики, вырывающиеся у обвиняемого от свирепости пытки, не были услышаны никем, даже в остальной части тюрьмы. 71) Реабилитация. Это акт, восстанавливающий обвиняемого во всех правах, которыми он пользовался до того, как попал на замечание инквизиторов. 72) Реестры. Это книги, где записывают имена и приметы лиц, о которых инквизиторы провинциального трибунала сообщают, что на них поступил донос; иногда там бывают секретные заметки касательно обвиняемого. 73) Релаксация (relaxatio). Акт, которым инквизиторы передают преступника светскому королевскому судье для присуждения к уголовной каре согласно гражданским законам; это единственный случай, когда судьи святого трибунала предписывают эту меру. 74) Рецидивист (relapsus). Человек, который, будучи объявлен еретиком или сильно подозреваемым в ереси, освобожден от наказания и вновь затем арестован за те же деяния и те же речи. 75) Самарра (zamarra, т. е. баранья шкура, овчина). Этим именем обозначают иногда нарамник, санбенито. См.: Санбенито. 76) Санбенито (sambenito, sanbenito). Это нарамник из желтого сукна который надевают на осужденных еретиков, на сильно подозреваемых и в некоторых других особенных случаях. Санбенито бывают различного вида. 77) Саори (zahori, т. е. ясновидящий). Это имя дают тому, кто уверяет что видит предметы, спрятанные в земле, как, например, клады и проч. 78) Свидетельское показание. Заявление свидетеля. Это понятие иногда означает также собрание показаний нескольких свидетелей на предварительном следствии; таким образом, говорят: имеются сильные показания против такого-то. Когда хотят дать понять, что против обвиняемого имеется много свидетелей, употребляют следующую формулу: такой-то был достаточно уличен; против него имеется достаточно показаний. 79) Секрет. Название архива секретариата судебных дел по обвинению в ереси; поэтому секретарю святого трибунала, служащему там, присвоено название секретаря секрета, которым никогда не называются секретари секвестра или других комиссий. 80) Совет инквизиции. Верховная судебная инстанция святого трибунала обязанная помогать главному великому инквизитору, который является ее председателем, во всех делах учреждения. Он известен под именем верховного совета, то есть совета верховной инквизиции. 81) Сокращенное дознание. Это данное под присягой показание свидетелей опрошенных в начале процесса, прежде чем получено признание подсудимого и дан ход его делу. 82) Сосвидетель. Это слово понимается в двух смыслах: 1) лицо, бывшее свидетелем факта, заявленного другим свидетелем; 2) лицо, заявляющее то же что и другой. В последнем случае обыкновенно говорят: имеется согласие в показаниях; свидетели согласны; они показывают одно и то же. 83) Список запрещенных книг. Это книга, содержащая каталог (рукописных) сочинений и (печатных) произведений, которые должны быть исправлены или запрещены. 84) Справка в текущих делах. Просмотр записей текущих дел во всех инквизиционных трибуналах королевства, чтобы узнать, нет ли чего против обвиняемого, которого какой-нибудь из трибуналов только что привлек в суду. 85) Требование дознания. Предложение судебного разбирательства сделанное добровольно тем, кто, узнав, что кто-нибудь приписывает ему преступление против веры в частных разговорах, обращается к святому трибуналу с просьбой, чтобы его доносчик был принужден доказать свое обвинение, а сам он обязуется установить свою невиновность, под условием подвергнуться наказанию, в случае если он потерпит неудачу в этой попытке. 86) Тюрьма обыкновенная. Посторонние лица могут там бывать и беседовать с узниками. Туда помещают лиц, обвиняемых в обыкновенных проступках судимость коих принадлежит святому трибуналу по его привилегии. 87) Тюрьма посредствующая, или переходная. Она предназначена для тех кто подсуден святому трибуналу и был арестован за обыкновенные проступки. 88) Тюрьма секретная. Такая тюрьма, где никто не может сообщаться с заключенными. 89) Тюрьма сострадания. Тюрьма, в которую заключаются на известный срок люди, присужденные к епитимий. Ее называют иногда также Тюрьмою епитимий или милосердия; она находится вне помещения, где собирается трибунал, но поблизости его. 90) Увещания (admonitiones) - см. под N 91. 91) Увещевания (monitiones). Так в святом трибунале называются три предостережения, которые инквизиторы делают обвиняемому на трех первых аудиенциях, следующих за его арестом, чтобы побудить его старательно припомнить прошлое, испытать свою совесть и добровольно признаться во всем что он помнит о сказанном или сделанном против католической веры, давая ему при этом понять, что никто не арестовывается без того, чтобы против него не было улики в проступке, что, если его сознание будет искренне и если он действительно раскается, по отношению к нему будет применено снисхождение; но что в противном случае с ним будет поступлено "со всей строгостью закона". 92) Указ о вызове в суд. Это указ, который инквизиторы опубликовывают против обвиняемого, находящегося в отсутствии или в бегах, чтобы он явился на суд в определенный срок, под угрозой быть объявленным убежденным еретиком, строптивым, упорствующим и нераскаянным. Таков был указ направленный против первого министра, статс-секретаря, Антонио Переса. 93) Указ о доносах. Он обнародуется ежегодно в первое воскресенье Великого поста в одной из церквей того города, где существует трибунал инквизиции, в присутствии инквизиторов. Он обязывает доносить святому трибуналу в шестидневный срок на всех, кто совершил проступок или вел разговоры против веры или святой инквизиции, был ли кто лично свидетелем этого или узнал об этом через других лиц. 94) Указ об отлучениях от Церкви (анафемах). Он читается ежегодно в церкви в воскресенье вслед за обнародованием указа о доносах. Он провозглашает наказание верховным, предоставленным в распоряжение инквизиторов отлучением от Церкви тех, кто не донес на лиц, обозначенных в указе о доносах, и возобновляет приказание это сделать, с угрозой тягчайших наказаний и проклятий ослушникам. 95) Указ о помиловании. Его публикуют, чтобы объявить, что тайно помилуют того, кто добровольно донесет на самого себя инквизиторам, как на раскаивающегося еретика, прося прощения, без обязательства подвергнуться публичному покаянию. 96) Цензура - см.: Квалификация и Богословская отметка. 97) Чистота крови. На языке инквизиции принадлежать к чистой крови значит не происходить ни от евреев, ни от мавров, ни от еретиков, ни от предков, осужденных инквизицией. http://www.krotov.info/library/m/molot/ind_mol.html "Молот ведьм" – тоже весьма плезная книжка. Следует третья часть сей последней части: как этот религиозный процесс достойным образом заканчивается заключительным приговором. (Это заглавие понятное дело – уже внушает трепет) После того как, благодаря Господу, мы окончили те части книги, где разбираются особенности колдовской ереси и описывается, как надо начать и вести процесс веры, нам остается еще рассмотреть, как заканчивается такой процесс….. Семнадцатый вопрос о том, как происходит обычное духовное очищение, в особенности об испытании раскаленным железом, к чему апеллируют ведьмы. Надо ли ограничиться обычным каноническим очищением для ведьмы, как это предписывается каноническим правом (смотри: II, qu. 4 consuluisti; с. monomachiam), или прибегнуть к божьему суду, выражающемуся в испытании раскаленным железом, если ведьма того захочет? Кажется, что последнее можно допустить. Ведь как по уголовному или гражданскому делу может быть предписано единоборство, так может быть применен там и божий суд в виде испытания, прикосновением к раскаленному железу или в виде испытания, заключающегося в питье кипятка. Единоборство допускается святым Фомой…. Я отвечаю: недозволительность испытания раскаленным железом явствует из двух оснований: во-первых, это испытание употребляется для распознавания скрытых вещей, обнаружить которые может только бог. Во-вторых, о подобном испытании не говорится ни в божественном писании, ни в писаниях святых отцов…. Первый вопрос о том, как начинать процесс. Процесс по делам веры, как указано в "Extravagantia de accusatione, denuntiatione et inquisitione", может начаться по троякому основанию. 1) Если кто-либо предъявит перед судьей кому-либо обвинение в совершении преступления ереси или в покровительстве еретикам. При этом такой обвинитель обязан быть готовым к представлению доказательств. Если он таких доказательств не сможет представить, то он может претерпеть наказание за ложные сведения. 2) Если обвинение предъявляется денунциантом (доносителем), который не ручается за достоверность своих показаний и не берется их доказывать. Он утверждает лишь, что доносит на еретика, движимый рвением к вере или желая избегнуть отлучения за сокрытие ереси или наказания, которым грозит светский судья. 3) Если до слуха инквизиторов дошла молва, что в таком и таком-то городе имеются ведьмы, занимающиеся тем-то и тем-то. Это - обвинение путем инквизиции. В этом случае инквизитор начинает действовать не по указанию какого-либо обвинителя, а по своему собственному почину. Касательно первого пункта надо сказать, что такое начало религиозного процесса не употребительно, в особенности в делах против ведьм, которые наводят порчу скрытно. К тому же такой открытый обвинитель опасается наказания, если ему не удастся доказать достоверности своего обвинения. Сверх того, такое обвинение вызывает многие пререкания. Пусть судья начнет процесс с общего вызова свидетелей, вывешенного на дверях церквей или ратуши и имеющего следующее содержание: "Мы, викарий такого-то инквизитора (или судья такого-то владыки), желаем всем сердцем того, чтобы врученный нашему попечению христианский народ воспитывался в единстве и чистоте католической веры и держался вдали от чумы еретической извращенности. Во славу и честь досточтимого имени Иисуса Христа и для возвеличения святой ортодоксальной веры, а также и для искоренения еретической извращенности, свойственной ведьмам, мы, указанный судья, предписываем, приказываем и увещеваем всех и каждого (заметь, что если воззвание идет от духовного судьи, то надо прибавить. а также и монашествующее или светское духовенство), какое положение они бы ни занимали в этом городе или в этом селении в двух милях в окружности, исполняя добродетель святого послушания и под страхом отлучения, явиться в течение следующих двенадцати дней (светский судья требует при этом явки, угрожая обычными у него наказаниями в случае неисполнения предписания) и разоблачить перед нами женщин, о которых идет молва, как о еретичках, или ведьмах, или вредительницах здоровья людей, домашнего скота и полевых злаков, или приносящих вред государству. Первые четыре дня - это первый срок, следующие четыре дня - второй срок, а последние четыре дня - третий срок. Ежели те, которые знают о существовании женщин, подозреваемых в этих преступлениях, не явятся и не укажут их, то они будут пронзены кинжалом отлучения (так скажет в своем обращении духовный судья) или претерпят вытекающие из норм закона наказания (так прибавит светский судья). Мы произносим отлучение против всех тех, которые упорно не повинуются. Право обратного принятия их в лоно церкви остается за нами (таково заключение духовного судьи), и отмена светского наказания предоставляется на усмотрение светской власти (так заключает светский судья). Дано..." такого-то числа и т. д. Таково начало процесса путем денунциации. Пусть светский судья в своем вызове свидетелей укажет, что никто не должен считать себя подсудным, если его доказательства при доносе недостаточны. Духовный же судья обязан при этом сказать, что денунцианту не нужно приводить доказательств виновности подозреваемых, ему нужно только указать последние. Явившиеся денунцианты дают свои показания судье в присутствии нотариуса и двух понятых, будь то духовные лица или миряне. При отсутствии нотариуса его обязанности исполняются двумя подходящими людьми. Денунциации записываются подробно. Смотри канон "Ut officium, § werum", кн. VI и соответствующую глоссу Архидиакона. Судья или нотариус открывают заседание следующим образом: "Во имя Господа. Аминь. В год от рождества Христова и т. д. такого-то дня и такого-то месяца, в моем присутствии, в присутствии нотариуса и нижеподписавшихся свидетелей, явился к судье такой-то из такого-то города такой-то епархии и представил ему лист бумаги следующего содержания". (Следует текст этого писания. Ежели такое писание не представлено, а донос произведен устно, то так и указывается в протоколе и перечисляются указанные денунциантом лица и приписываемые им преступления). На этом решаю закончить – а то весь Молот придётся цитировать… Там всё в таком вот стиле. Читаешь и проникаешься. «Критическая история испанской инквизиции" - офигительная вещь, опубликованная в Париже в 1817 г в четырёх томах, самое интересное это то, что автор сам был членом этой организации с (1785 - 1789), причём был он там далеко не последним человеком. Найти её можно на сайте http://lib.infopole.ru Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения