Перейти к содержанию
Друзья, важная новость! ×

[Рецензия] Мониверсум I и Мониверсум III


Рекомендуемые сообщения

Не без помощи «волшебного пенделя», но я все же добрался до Мониверсума за авторством Моник, труды которой набрали большую популярность как раз за время моего отсутствия на форуме. Так что это было лишь делом времени, когда бы я добрался до этого феномена, но лучше раньше, чем позже, как лучше позже, чем никогда.

Рецензия (обзор) будет на основе завершенных к настоящему моменту фанфиков: Мониверсум I и двух рассказов из Мониверсума III.

Для кого этот обзор?

Ну, видимо, в первую очередь для меня – чтобы я мог разобраться с тем, что же за зверь такой этот Мониверсум. Логично предположить, что в таком случае это может быть любопытно и тем, кто только заглянул в эту ветку форума, и прежде, чем этот гость или форумчанин задаст себе сакраментальный вопрос на тему «Что я здесь забыл?» – я, как неисправимое хамло и субъект с давно зашкалившим ЧСВ, стану указывать, "что такое хорошо и что такое плохо" (без меня же не разберутся, верно? :king: ).

Возможно, это будет любопытно и тем, кто уже знаком с творчеством Моник. Ну, знаете, бывают же люди, которые не перестают любить колбасу, даже если им показать, как ее делают. С другой стороны – кого я обманываю? В лучшем случае мой обзор будет чем-то вроде звукового сопровождения к радостному и аппетитному чавканью любимой колбасой.

Наконец, зачем этот обзор фикрайтеру, которая и без меня прекрасно знает, что она пишет, ума не приложу.

Но поскольку меня призвали – пеняйте на того, кто призвал. Я собираюсь украсть у вас самое дорогое – ваше время, а взамен (та еще я зубная фея) оставлю кое-какие свои размышления и впечатления по Мониверсуму.

На момент написания настоящей рецензии Мониверсум выглядел следующим образом:

I. Осквернитель - завершено

II. Трудно быть примархом - приостановлено

III. Фенрисинги - сборник рассказов

Настоящее фенрисское гостеприимство - завершено

Моржи никогда не плачут - завершено

Вендиго - в процессе

Магистр ложи - в процессе

IV. Орфей и Эвридика - в процессе

V. Цитадель Крестоносца - в процессе

Что же такое Мониверсум?

В первую очередь это цикл добротно написанных и связанных друг с другом фанфиков по 30k – истории далеких времен еще до Ереси Хоруса. В этих фанфиках помимо обыгрывания непосредственно бэковой составляющей (когда домысливаются и дополняются не особо освещенные в официальном бэкграунде моменты или преподносятся моменты известные, но под иным углом) присутствуют также и идеи из сторонних источников (из кинематографа, например), которые Моник умело внедряет в свои истории, привинчивает их к ним так, что они кажутся их неотъемлемым элементом.

Помимо умения построить свою историю вокруг удачно подобранных элементов, в рассказах Мониверсума демонстрируются две характерные черты, авторский стиль, если угодно: использование юмора – черного, пародии и даже откровенного стеба (которые в рамках фанфиков [ну уж нет]одятся на своем месте) – и наличие вполне кинематографичных сцен (которым не чужды ни пафос, ни лаконичность). Язык, которым написаны истории, по большей части хорош, пользуется им Моник достаточно умело, [ну уж нет]одя правильный баланс между диалогами и словами автора. Особо я хотел бы обратить внимание на умение структурировать текст и разбивать его наилучшим для повествования образом, что можно (из завершенных работ) увидеть в «Осквернителе» (фокусировка и переход с одной линии повествования на другую) и в «Моржах» (чередование линий повествования).

Завершенные к настоящему моменту истории язык не повернется назвать разогревом или гаммой, это уже, продолжая использовать музыкальные термины, полноценные этюды, в которых автор с выгодной стороны демонстрирует свой талант.

При этом в случае Мониверсума будут излишними призывы использовать 30k / 40k не в качестве источника и основной движущей силы повествования, но в качестве разве что декораций и инструментов, в которых лучше разыгрывать свои собственные истории. Моник удается органично сочетать заимствования таким образом, что они превращаются в самобытные рассказы.

Последнее, но не в последнюю очередь, на что я хочу обратить внимание – это то, что первым бросается в глаза, когда открываешь любой из фанфиков Моник. Я имею ввиду оформление и то маниакальное тщание, с которым Моник им занимается: весьма грамотное форматирование, визуальное выделение частей произведения, приведение списка персонажей (Поднимите руку, что честно читал, а не скроллил! :rolleyes: ) и даже их визуального представления. В общем, Мониверсум это не только текстовое явление, а едва ли не медийное.

Таким образом, если вы вдруг или не вдруг, а целенаправленно пропустили значительную часть историй (или даже вообще все) от Black Library про времена Ереси Хоруса, то у вас есть, как говорится, уникальная возможность получить продукт не хуже и узнать поближе героев времен, которые в 40k существуют на правах мифов и легенд. Но даже если вы рьяный фанат всего того, на чем стоит магическая символика GW, и наизусть знаете все события тех времен, когда легионы космодесанта пошли друг против друга, вам все равно не стоит проходить мимо Мониверсума, иначе вы рискуете пропустить тонну занимательных историй, написанных человеком, который делает это весьма умело и которому есть, что рассказать про известных и не очень героев тридцать первого века.

То есть – рекомендуется к употреблению во время «еды» (поглощения серии HH от BL) и вместо нее.

Чуть более подробно про три завершенные истории из этого цикла – далее по тексту.

Предыстория создания одного из самых колоритных образцов боевой техники, стоящей в 40k на вооружении сил Хаоса, разыгранная в лицах, основная группа которых принадлежит к XVI легиону.

История вечного соперничества-соревнования легионеров на фоне битвы на Мельхиоре между космодесантниками и таинственными и зловещими ксеносами-нифилимами.

Фанфик подкупает с самого начала одним своим эффектным вступлением:

“эффектное вступление”
Одни считают, что падение нашего легиона началось на Исстване-3, когда наш отец отправил нас и наших братьев на смерть. Они ошибаются: тогда началась война.

Другие считают, что падение нашего легиона началось на Давине, когда дух нашего отца странствовал по загробному миру. Они ошибаются: тогда началась ересь.

Падение нашего легиона началось, когда в его вены попала грязная хтонийская кровь.

Затем слышится беззвучная музыка космоса и начинается настоящий балет космических кораблей:

“межзвездная порнография”
На низкой орбите Мельхиора двигались в медленном танце бесчисленные корабли с кроваво-красными и белоснежными корпусами. Крылатая капля крови украшала бока первых; немигающее око взирало с носов вторых. Громадные капитальные корабли были похожи на плывущие в космосе города: большинство городов Империума не могло сравниться с ними ни по размеру, ни по количеству обитателей. Вокруг них, словно мошкара, вились транспорты, доставляющие с поверхности победителей.

Когда повествование доходит до, казалось бы, скучного энциклопедического перечисления наименований боевых кораблей, которое вроде бы никак не влияет на сюжет, Моник, как голливудский режиссер, переводит гипотетическую камеру на корабль, на котором будет иметь место быть львиная доля сюжета.

“кинематографический прием”

Во главе построения [ну уж нет]одилась боевая баржа «Мстительный Дух», флагман флота и корабль самого Гора Луперкаля. Подобно тому, как свита окружает трон короля, флагман окружали другие капитальные корабли: «Магна Тираннис» и «Танато», «Минотавр» и «Огненная Дева», «Благородство Сулеймара» и «Ваддарк Неистовый», «Лит» и «Рассветная Звезда», «Волк Хтонии» и «Отравленный Клинок». Правый фланг замыкала исполинская боевая баржа «Сагарис» – флагман 245-го экспедиционного флота, обитель пяти сотен астартес и тридцати тысяч смертных, корабль капитана 108-й роты Эргенча Газали.

Далее по тексту встречаются как блестящие [ну уж нет]одки, так и более или менее явные неудачи.

Неудачи «идеологические»:

«То-то Салерния обрадуется – столько подопытных для экспериментов», – мрачно подумал капитан.

Братья – подопытные для экспериментов? Так вполне мог бы думать сам какой-нибудь апотекарий или технодесантник, будущий перебежчик на «темную сторону силы», тайно помышляющий что-нибудь дурное, но никак не капитан. Как же братство и все такое?

старался сделать заключение в саркофаге более комфортным

Странная цель. Очень. Какой еще «комфорт»? Он туда, может, еще и «климат-контроль» поставит?

Сожителей в виде демонов в саркофаге нет – уже комфортно вполне. Это же просто «вооруженный гроб на ножках». Какой еще комфорт?

– Не раньше, чем Гор Луперкаль восстанет против Императора, – перебил его арморий.

Забавное, конечно, и одновременно горькое сравнение, но не самое уместное – святотатственное. Такие вещи не то, что вслух не произносят, но даже думать не смеют, а за высказанное (даже в шутку) – можно получить снаряд из болт-пистолета в бестолковую голову, которая, видимо, дана сказавшему это астартес только для того, чтобы в нее есть.

На протяжении всей битвы над телом лорда-командора не прекращалась схватка: врагам так и не удалось заполучить его, и позже Гор Луперкаль смог оплакать любимого сына.

Может быть, «за тело лорда-командора»? Просто, если «над телом», то его либо растоптали к хорусовой бабушке, либо «над телом» еще можно… Но это уже слаанешизм и вообще незаконно и противоестественно.

А вот за тело военачальника, чтобы его потом с почестями захоронить, как раз сражения вестись не просто могли, но и даже должны были.

Неудачи и спорные моменты «технического характера»:

Среди всех восемнадцати легионов Салерния, старший арморий его роты, считался гениальным специалистом по дредноутам.

Спорная конструкция предложения. Если «считался» и «среди всех», то не просто среди легионов, а среди всех армориев, например, а то какое-то странное сравнение получается, типа: Голден Делишес самое вкусное яблоко среди всех плодоносных деревьев в саду.

Или же можно заменить «среди» на, скажем «во»: «Во всех легионах Салернию считали». В общем, что-то в этом духе.

гораздо более зловеще

Это, мягко говоря, не очень красивая словесная конструкция. Просто «более зловеще» или «гораздо зловеще», но не вместе, а то какая-то уж совсем дикая ересь получается.

Удачные моменты:

Это не Салерния был известен как арморий роты Газали, а Газали – как капитан роты Салернии.

Хорошее предложение. Яркое и емкое, оно оставляет впечатление и дает информацию.

Эргенч и Хадисе познакомились ещё до вступления в легион: будущий капитан тогда был главарём банды подростков, а будущий аптекарий помогал торговцу органами.

Интересный бэк – логичные предыстории для будущих специализаций этих астартес.

“Диалог между апотекарием Кермани и чемпионом Раваддоном”

– Сколько? – коротко спросил аптекарий у выходившего из транспорта чемпиона роты Сарпати Раваддона <…>

– Один серый, пять зелёных... – гордо начал перечислять Раваддон.

– Я спрашиваю про ваши потери, хайван кепе! – перебил его Кермани.

Диалог между апотекарием Кермани и чемпионом Раваддоном – просто отличный!

Во-первых, с юмором, а, во-вторых, этот юмор не смотрелся нелепо, как обычно что-то подобное выглядит в таких случаях, типа – «запланированные шуточки». Здесь шутка работает. Во многом благодаря тому, что у этого диалога был на разогреве примерно такой же ранее по тексту. Обстоятельства и персонажи подобраны идеально.

При этом я должен отметить, что фанфик совсем не является «стебом» или «пародией» в чистом виде, как следует из одного отзыва на него. Совсем нет, юмор в «Осквернителе» есть, но он органично вплетен в повествование и совсем его не подавляет, а только дополняет и придает жизни рассказанной истории.

Герои заглавные и второстепенные

Как по мне, так история с Асархаддоном занятная, а его финальное появление – в меру эффектное, но не более того.

А вот капитан Газали – фигура интересная и трагикомичная.

Его совершенно нелепое и необъяснимое поведение в разговоре с легионером Волхосом

“Иногда лучше жевать, чем говорить”

– Завалил девятерых, капитан! Последнего – так вообще одной левой!

– Молодец, у меня двенадцать, – солгал убивший всего троих Газали.

«Мальчишка явно преувеличивает», – попытался оправдаться он перед совестью.

дальше [ну уж нет]одит свое логичное объяснение:

“детская психологическая травма”

После того боя ему в кои-то веки не требовалось преувеличивать свои подвиги, и от обета молчания он страдал больше всех. Даже повышение до капитана не могло его утешить.

Трагикомичная история про фенрисских параноиков. Сатира на «добропорядочных лоялистов».

Несправедливое обвинение в том, что «иначе как стёб это не воспринимается» в отношении первого фанфика из цикла, более чем уместно по отношению к рассказу «НАСТОЯЩЕЕ ФЕНРИССКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО», который начинается, как чистой воды пародия. Однако далее по ходу повествования текст выбирается из дебрей стеба, не успев по большому счету в них особо углубиться, и становится, скорее, сатирой с заметной долей черного юмора.

Моник делает это весьма умело и даже с азартом, но палку все же не перегибает, а малый формат фанфика не дает истории неизбежно скатиться во что-то унылое, оканчивая ее в нужном месте.

Моник решила побыть немного Кевином Смитом и отчасти Г.Ф. Лавкрафтом в одном флаконе, чтобы подать идею первого под пряным соусом второго. Это литературное варево было разбавлено фирменным стебом, выразившимся в этот раз в весьма милой, незамутненной и непередаваемой игре фенрисских слов: «bladr», «hrenr», и «hvurlo аскомманское».

Если вы, как и я, не смотрели «Бивень», а разумно решили ограничиться трейлером к оному фильму, то к фанфику Моник следует отнестись с куда большим интересом – он того стоит.

От Лавкрафта тут наличие «мрачное тайны», которая хороша не столько тем, что она «таинственна», сколько своим ореолом – легкой недосказанностью, смутными догадками и мрачными предзнаменованиями с небольшим привкусом напускного ужаса. Тот самый случай, когда интересно читать, даже понимая с самого начала, к чему дело идет.

Времена уже не те, что при Лавкрафте (всем подавай ужасный и необъяснимые теории заговоров и «вот это повороты» по типу Стив Роджерса – агента Гидры), и Моник не ждет, что все читатели поголовно станут ей подыгрывать, притворяясь до самого финала, что не понимают, о чем идет речь в повествовании. Именно поэтому как нельзя кстати тут пришелся ее «фирменный стеб», благодаря которому автор как бы подмигивает читателю – тем самым уже не читателю, а самому автору принадлежат права на «троллинг сюжета». И история, разворачивающаяся в фанфике, может благополучно нагнетать себе дальше ужаса и загадочности.

Удачно вписанная в антураж 30k история «Бивня» и красиво разыгранная легионерами Космических Волков и Имперских Кулаков. За дирижерским пультом – Моник.

Изменено пользователем Lord Lamer
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Огромное спасибо за обзор :love:

Братья – подопытные для экспериментов? Так вполне мог бы думать сам какой-нибудь апотекарий или технодесантник, будущий перебежчик на «темную сторону силы», тайно помышляющий что-нибудь дурное, но никак не капитан. Как же братство и все такое?

Просто Газали знает, что сам Салерния считает их подопытными.

Салерния - уроженец Священного Марса. Сны Дракона Пустоты с рождения влияли на него, как и на всех механикус. У него острый ум и патологическое отсутствие совести. Что говорить - он создал Чудовище Франкенштейна, которое кормит человечиной :)

Странная цель. Очень. Какой еще «комфорт»? Он туда, может, еще и «климат-контроль» поставит?

Сожителей в виде демонов в саркофаге нет – уже комфортно вполне. Это же просто «вооруженный гроб на ножках». Какой еще комфорт?

Для Салернии дредноут - идеальный сплав человека и машины. Его девиз: если можешь сделать лучше, сделай.

Забавное, конечно, и одновременно горькое сравнение, но не самое уместное – святотатственное. Такие вещи не то, что вслух не произносят, но даже думать не смеют, а за высказанное (даже в шутку) – можно получить снаряд из болт-пистолета в бестолковую голову, которая, видимо, дана сказавшему это астартес только для того, чтобы в нее есть.

В те времена астартес относились к словам чуточку проще :)

Может быть, «за тело лорда-командора»? Просто, если «над телом», то его либо растоптали к хорусовой бабушке, либо «над телом» еще можно… Но это уже слаанешизм и вообще незаконно и противоестественно.

А вот за тело военачальника, чтобы его потом с почестями захоронить, как раз сражения вестись не просто могли, но и даже должны были.

Спорная конструкция предложения. Если «считался» и «среди всех», то не просто среди легионов, а среди всех армориев, например, а то какое-то странное сравнение получается, типа: Голден Делишес самое вкусное яблоко среди всех плодоносных деревьев в саду.

Или же можно заменить «среди» на, скажем «во»: «Во всех легионах Салернию считали». В общем, что-то в этом духе.

Спасибоньки, поправлю.

Это, мягко говоря, не очень красивая словесная конструкция. Просто «более зловеще» или «гораздо зловеще», но не вместе, а то какая-то уж совсем дикая ересь получается.

А вот тут оставлю. Раваддон всегда выглядит зловеще - с шипами, крюками и черепами-то. А когда он весь заляпан кровью, то выглядит не просто более зловеще, а гораздо более зловеще. Я написала именно то, что хотела написать :)

А вот капитан Газали – фигура интересная и трагикомичная.

Его совершенно нелепое и необъяснимое поведение в разговоре с легионером Волхосом дальше [ну уж нет]одит свое логичное объяснение:

"Орфей и Эвридика" как раз и начинаются с его страданий по поводу своего повышения :)

Если вы, как и я, не смотрели «Бивень», а разумно решили ограничиться трейлером к оному фильму, то к фанфику Моник следует отнестись с куда большим интересом – он того стоит.

"Бивень" для меня во многом автобиографический фильм - особенно после того, как я заколола и обглодала моржа в аквапарке "Ямит 2000". Он был очень толстым и доверчивым, а я голодной и вероломной. До открытия оставалось целых два часа, а людей для ганнибализма поблизости не оказалось, ну и...

Изменено пользователем Облачённая в Слово
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Огромное спасибо за отзыв :love:

Всегда это самое :blush:

Его девиз: если можешь сделать лучше, сделай.

Лучше - это не значит "комфортно", в отношении дредноутов лучше это значит сделать броню крепче, оружие смертоноснее, а вот какой-нибудь электрический стеклоподъемник забралоподъемник и магнитола это уже лишнее, это же боевая машина, а внутри нее без пяти минут труп.

Более того, "комфорт" - это как бы забота о пилоте, о брате-космодесантнике, а это (забота) уже не очень увязывается с тем, что "Салерния считает их подопытными".

В общем, странное впечатление произвело на меня это слово в сочетании с дредноутами и этим замечательным и чутким сверхчеловеком по имени Салерния.

Но то, что "У него острый ум" и вообще сдвиг по фазе, наверное, многое объясняет :)

В те времена астартес относились к словам чуточку проще :)

В общем, я не осуждаю - вставка была вполне эффектная, а ради такого можно многим пренебречь :hypocrite:

Но тут слова все-таки такие - особенные. Не говорят так про самое дорогое те, кто искренне в это дорогое верят. Проговаривание в данном случае практически равносильно тому, что такая возможность допускается. Если этого не может быть - это не обсуждается даже, а тот, кто обсуждает, получает по чайнику. Упоминание любимого отца легиона всуе - это как-то неправильно :-

Про себя можно было бы что-то сказануть космодесантнику, типа: "это как если бы я пошел против <имя брата-космодесантника из своего/другого легиона, с которым вражду не может и представить>". А потом - Ересь, и как-то так вышло, что пошел...

Кстати (не в этом истории, а в другой какой-нибудь уже, например), особенно хорошо подобная фраза (про возможность предательства со стороны Хоруса) звучала бы в устах того, кто знает, что такое возможно (и даже вот-вот произойдет со дня на день), и говорит это тем, кто такого не допускает вовсе. Троллинг 80 уровня - не меньше!

Но это я уже какие-то свои представления начинаю втирать. Со мной такое бывает, надо просто подождать - глядишь, я, может, пересмотрю точку зрения.

"Орфей и Эвридика" как раз и начинаются с его страданий по поводу своего повышения :)

Надо будем непременно заглянуть :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
×
×
  • Создать...