Перейти к содержанию
Друзья, важная новость! ×

pike and shotte: обзор правил


Рекомендуемые сообщения

Тыкалки и стрелялки (Pike and Shotte): обзор правил

Правила для настольных игры с миниатюрами (tabletop miniatures games) бывают разные. Сложные, со многими таблицами и ведром кубов, простые, на трех страничках и с одним кубиком. И пишутся они с разными целями – или отразить исторические (или фэнтэзийные) реалии, которые должны быть отыграны на столе, или выкачать с игроков побольше денег, или потешить собственное самолюбие.

А есть правила, написанные для людей – для того, чтобы им было максимально комфортно и интересно играть. И к таким правилам относятся игровые системы, созданные Риком Пристли. Все, что он и его единомышленники и последователи создают в последнее время, позволяет комфортно отыгрывать на столе военные конфликты начиная с древних египтян и заканчивая англо-бурской войной.

Речь идет об игровой системе, которая на данный момент состоит из четырех томов: первыми вышли правила на войны 1700-1900 гг. «Черный порох», потом вышла книга «Аве Цезарь!», позволяющая отыгрывать сражения античности и средних веков (до 1500 года); затем появилось расширение «Черного пороха» на 1700-1800 год под названием «Последний довод королей», написанная Петером Брауном. Наконец, совсем недавно была выпущена книга правил Pike and Shotte за авторством Стивена Моргана, «заполняющая» период с 1500 по 1700 гг. Об этой книге и пойдет речь.

Что не может не радовать – это полноценная книга правил, а не приложение, то есть для игры по этим правилам не нужно использовать в качестве базы «Черный порох», основные правила Рика Пристли изложены после вступления и исторической справки (и как в рассказе Борхеса дословное переписывание привело к появлению новых смыслов).

Концепция Рика Пристли, в рамках которой созданы правила, покоится на четырех основаниях:

- подставочность, а не пофигурность отрядов, причем важна ширина фронта (обычно 240мм для пехоты и 150мм для кавалерии), а не его глубина или количество фигур на базах, причем играть можно различными масштабами (от 2мм до 40мм) и миниатюрами разных производителей;

- управление войсками осуществляется не «тоталитарно» самим игроком, а через систему приказов, отдают их генералы и командующие армии, и приказы эти могут быть как выполнены отрядом, так и нет – ландскнехты могут пойти в атаку на швейцарскую баталию, могут пойти и не дойти, а могут вообще уйти в другую сторону;

- стрельба и рукопашная приводят не к удалению подставок (фигур), а к накапливанию маркеров ранений, которые в определенный момент приводят к броску на брейк-тест, а там уж как кубы лягут – роялисты могут выстоять под огнем артиллерии, а могут и разбежаться;

- сознательная установка на «френдли-плей», когда игроки могут просто собрать с полки миниатюры одного периода, выставить их на стол и играть, исходя из своей точки зрения на тот или иной исторический период, создавая отряды с «нуля», персонифицируя их за счет добавления спецправил – если я считаю, что ирландское ополчение плохо реагировало на команды и всегда был готов разбежаться, то я и делаю его таким;

Итак, взяв за основу механику «Черного пороха», Стивен Морган постарался адаптировать ее так, чтобы на столе можно было с бОльшей достоверностью (насколько это вообще возможно) отыгрывать сражения в период с 1500 по 1700 (Итальянские войны, Тридатилетняя война и прочие). Первое, что необходимо было сделать автору, так это отразить особенности боевых построений этого периода – большие и плотные массы пехоты, вооруженные пиками (баталии, терции и т.д.) и поддерживающие их линии стрелков. Морган достаточно интересно, на мой взгляд, это сделал, введя разграничение пехоты на выстроенную блоком и в линию. Пикинеры, построенные блоком, имеют правило Hedgehog, позволяющее другой пехоте из той же баталии отходить в случае опасности (нападении кавалерии и т.д.) их под прикрытие. Как это выглядело, все помнят по фильму «Капитан Алатристе» (да, да: «Мы испанская пехота!»).

Справившись с основной задачей, автор не с меньшим успехом решает и остальные – для того, чтобы создать именно тот отряд, который вам нужен (бильмены тюдоров или железнобокие Кромвеля) вы приписываете отряду тот или иной набор спецправил, список которых прилагается, и уточняете их характеристики – количество атак, выстрелов и т.д. Так, для того, чтобы отразить именно швейцарскую баталию, отряду даются дополнительные атаки, спецправила «наемники», «элита» и «плохая война», и они могут покинуть поле боя, если армия нанимателя начинает терпеть поражение, сплотиться в начале хода и перебрасывать атаки против других наемников.

В других игровых системах на этом книга правил зачастую заканчивается. И предлагается обратиться к приложениям, книгам отдельных армий, аддонам и прочей дорогостоящей печатной продукции. Но тут такого нет. После исторической справки по военному делу данного периода, после изложения базовой механики и спецправил есть еще столько же, если не больше страниц.

И если первая часть книги носит теоретический характер, рассказывая о том, как в это можно играть, то вторая часть – практическая, в ней излагается, как в это играется.

Автор последовательно рассматривает крупнейшие военные конфликты того времени – от итальянских войн до войн короля Солнца. Дается исчерпывающая историческая справка – как по ходу самого конфликта, так и по типу подразделений, участвовавших в нем, а также биографии виднейших полководцев эпохи. Далее идет то, что обычно называется армилист – список подразделений с характеристиками и спецправилами, сведением по их допустимому количеству в армии и стоимостью в очках. Наконец, описывается отыгранное автором и сподвижниками сражение той эпохи – со списками армий, иллюстрациями, картами и прочим. Все это дает возможность собрать и сформировать армию на тот или иной период и отыгрывать как одиночные сражения, так и целую кампанию.

То, что книга издана Warlordgames, неизбежно привело к тому, что особое внимание уделено периоду Тридцатилетней войны и Английской гражданской войны – ведь именно данная кампания выпустила в пластике и железе все необходимые для отыгрыша того периода миниатюры, включая персонажей – Кромвеля, короля Швеции Густава Адольфа и пр. Кроме того, приводятся примеры униформы тех периодов и наборы флагов, необходимых для создания исторически существовавшего полка или отряда.

Завершается книга описанием того, как подсчитывать очки стоимости того или иного отряда, краткими правилами, сведенными для удобства в таблички и инструкциями для тех, кто желает играть миниатюрами не 28мм, а более мелкими или крупными масштабами.

Если говорить о дизайне книги, то она издана в твердой обложке, на хорошей бумаге с многочисленными иллюстрациями и фотографиями миниатюр. Представленные в книге миниатюры открашены на уровне «и я так смогу», то есть не отпугивает людей, второй раз после школьных уроков изо взявших в руки кисточки. К книге прилагается пафосная миниатюра энсина, сделанная по рисунку на обложке.

Некоторым недостатком книги покажется то, что она издана на английском языке, но язык несложный, правила поддаются прочтению и пониманию людям со средним и ниже знанием языка.

В книге отражены не все армии того периода, хотя польские варгеймеры подсуетились, и в правилах присутствуют расписки на польскую и турецкую армии того времени, но ничто не препятствует использовать «конструктор», приведенный в конце книги и создать русскую армию - стрельцов или что-нибудь другое квасное и патриотичное.

На фоне остальных книг серии – сыроватого «Черного пороха», усложненного «Аве Цезарь!» и куцеватого по своей изначальной природе приложения «Последнего довода королей» книга «Pike and Shotte» - почти мечта варгеймера. Ее достаточно для того, чтобы между ее прочтением и игрой прошел максимально краткий промежуток времени – без рытья в первоисточниках и оспреевских веселых картинках, без долгих споров над правильным понимания загадочной кривизны пристлиевской прямой, без выискивания миниатюр по всему свету. Прочитал-покрасил-поиграл. А что еще нужно?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 72
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

ландскнехты могут пойти в атаку на швейцарскую баталию, могут пойти и не дойти, а могут вообще уйти в другую сторону;

Напомнило "Тупость" троллей из вархаммера, лол.

Неплохой обзорчик.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Burgоmaster, класс, спасибо! А подскажи, на фотке все пикинеры по четыре базы, все стрелки по три. Они могут различаться размерами (2-3-4 базы) или эти группы неизменны и меняется только их количество?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для тех, кто интересуется книжками Рика Пристли и играет по Аве, Сёма! и ЧП известно, что не число баз или фигурок важно, а то, какой фронт занимает "отряд". Масштаб в играх динамический, ab писал уже, что баз может быть хоть две, (хоть три, хоть четыре) - они отображают размер отряда и боевую или походную формацию

General Stark, слышу звон, да не знаю где он.

Я не спрашиваю, сколько баз в юните или фигур, я спрашиваю, могут ли квадраты пикинер и линии стрелков, приведенные на фотографии, быть разного размера относительно друг друга. Всем тем, "кто интересуется книжками Рика Пристли", известно, что юниты в ЧП могут быть разного размера. И я хочу знать, эти вот квадраты и линии на фотографии из P&S, могут ли они быть разного размера относительно друг-друга, или это минимальные кирпичики.

Объясню почему я это спрашиваю, раз так непонятно. Предпочитаю большие базы и хочу приведенные на фотке квадраты пикинер и линии мушкетер сделать на одинарных базах. Но если правила предполагают, что эти квадраты/линии могут быть разных размеров или перестраиваться во время игры в другии формации, то большие базы не прокатят и надо что-то думать с базированием.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Я изучаю ПиШ. скоро будет результат.

Я не спрашиваю, сколько баз в юните или фигур, я спрашиваю, могут ли квадраты пикинер и линии стрелков, приведенные на фотографии, быть разного размера относительно друг друга. Всем тем, "кто интересуется книжками Рика Пристли", известно, что юниты в ЧП могут быть разного размера. И я хочу знать, эти вот квадраты и линии на фотографии из P&S, могут ли они быть разного размера относительно друг-друга, или это минимальные кирпичики.

Все как в ЧП.

Ты в 15мм собираешься или 28?

Предпочитаю большие базы и хочу приведенные на фотке квадраты пикинер и линии мушкетер сделать на одинарных базах.

те индивидуальное базирование?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ты в 15мм собираешься или 28?

Вообще Литвинов сотоварищи уговаривают в 28мм, но пятнашка привычнее. Опять же, в 28мм дешево стандартную армию собрать из пластика, а всякие изыски типа турок или красивого металла уже совсем недешево.

те индивидуальное базирование?

Наоборот. В рулбуке на фотках все базы по 4 фигурки. И на тех же фотографиях пикинеры квадратами из 4 таких баз, мушкетеры по три маленьких базы в линию. Я хотел бы сделать это всё большими базами. Т.е. юнит из 1 базы пикинер и 2 баз мушкетер по флангам.

С численностью в ЧП все понятно, если используешь одинаковые базы на 4 фигурки, то просто добавляешь еще. А в P&S типы войск в юните разные. При увеличении юнита надо пропорционально добавлять фигурки и пикинерам и стрелкам (т.е. в центре вместо 4 баз пикинер будет 6, а по флангам не по 3, а по 4 базы мушкетер) или добавлять цельный блок стрелков/пикинер (типа пикинер столько же, а мушкетер вместо 2 крылев по три базы будет 3 крыла по три базы. Или два блока пикинер вместо одного)? В последнем случае можно сделать большущие базы и красиво их оформить.

Изменено пользователем _prapor_
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да можно. Вопрос по армилистам, они есть только для Ржечи Посполитой и Османов. Я вот думаю для своих московитов где их взять. Если поможешь, буду благодарен).

Базовые листы правил без армилистов сегодня завтра выложу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если есть польские и османские на русском языке, я наверное смогу их переделать на русских.

У вас армии в 15мм или в 28?

Чисто теоретически я могу притаранить 2 армии - русских и поляков/самозванцев или шведов на Смутное время для освоения правил но в 72-м.

Изменено пользователем Baraka
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мой интерес в том, чтобы освоить правила, т.к. мой опыт игры по ЧП ограничен 3 играми на Северную войну, причём без конницы. У меня уже есть готовые армии в 72-м причём на все стороны Смутного времени. Единственное, базы надо будет сделать.

Вы же наверняка ещё 15мм - не покрасили. А с моими готовыми уже можно попробовать сыграть. После того как я разберусь в правилах - я со своим "некошерным" масштабом уйду обратно в "Пограничник", а вы к тому времени как раз сделаете армии и будете играть "кошерной" пятнашкой :) по уже обкатанным правилам.

Изменено пользователем Baraka
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А с моими готовыми уже можно попробовать сыграть. После того как я разберусь в правилах - я со своим "некошерным" масштабом уйду обратно в "Пограничник", а вы к тому времени как раз сделаете армии и будете играть "кошерной" пятнашкой :) по уже обкатанным правилам.

Не боишься, одним с нами воздухом подышишь, и сам на пятнашку перейдешь? )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я вообще бесстрашный В) . В данном конкретном случае зачем мне пятнашка, когда у меня уже всё открашено?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сколько чего нужно и какой размер баз для 72-го?

По дате и времени игры - какие варианты есть?

Предупреждаю сразу - правил я почти не знаю, поэтому желательно, чтобы был человек, который их хорошо знает :) .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Правила еще и Дима Белый должен знать, он и армию в пятнашке делает, казаков. ПиШ наверняка его заинтересует.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А на каких базах остановились в итоге? И кто какие армии себя взял уже?

Изменено пользователем A.Kalinin
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ни на каких пока. думаем.

А давайте 6х3? Хорошие базы, красивые!

у меня московиты, у Димы - казаки, Примус думает над османами.

А у тебя какие московиты? От Огнем и Мечом? Свободные остались шведы да поляки... Печалька.

Нет чтобы к нам присоединиться на Итальянские войны или Крестовые походы - они еще одну тему мутят ))). Хорошо еще что я такой быстрый и все успею.

Изменено пользователем A.Kalinin
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

конница от огнем и мечом да. поместная конница (то что они бояр санс считают) + рейтары. Нужно только пехоту купить (но она только у эссекса есть)

Да можно 6 на 3 в принципе. они под ПиШ подходят для 15 мм масштаба как раз. Да и для АоБ твоего тоже сгодятся.

Татары еще есть)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нужно только пехоту купить (но она только у эссекса есть)

И у ОГ посмотри польскую и казачью пехоту. Вполне себе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Паш, смотри какую я красоту нашел:

http://www.qrminiatures.pl/qrm/produkty/re...ns%20rosja.html

rr3.jpg

Там и поляки есть очень симпатичные.

Пожалуй, сделаю я поляков тогда. Хоть и не люблю, а место закрывать надо... И вообще на их базе удобно - хочешь московитов слепить, хочешь шведов.

Офигенных османов видел у http://www.legio-heroica.com/Ottomani.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти

×
×
  • Создать...