Перейти к содержанию
⚠️ Обновление форума - Feedback ⚠️ ×

Аве Цезарь - новая игровая система от Рика Пристли


Рекомендуемые сообщения

«Делайте, что хотите… главное, чтобы это не мешало Вашему пищеварению» или «Аве Цезарь» Рика Пристли

Иногда возникает ощущение, Рик Пристли с сотоварищами (братьями Перри и Алессио Кальваторе и прочим узким кругом революционеров) приложил руку к почти всем правилам, что выходят в Англии. Тут и Вархаммер Фэнтези и Вархаммер Историкал и Вармастер во всех его модификациях, и Черный Порох, и многое другое. Причем последние правила, охватывающие 1700-1900 годы, оказались достаточно успешными (но крайне непопулярными в России), и Рик написал, так сказать «приквел» - правила, охватывающие предшествующий период (правда, не весь, но об этом позже).

«Аве Цезарь» рассчитаны на воспроизведение на игровом столе исторических сражений в период начиная со 2 тысячелетия д.н.э. до 1485 года н.э. – битвы при Босворде. А далее, видимо, надо ждать 3 книгу правил, которая свяжет «Аве Цезарь» и «Черный порох» и опишет военную историю с 1500 по 1700 гг. , и получим трилогию, позволяющую отыгрывать сражения на протяжении почти 4 тысяч лет. Судя по сайту Варлордгеймс, будущие правила будут называться «Пики и мушкеты». А может и не будут…

Понятно, что правил на данный период – античность и средневековье - более чем достаточно, причем на любой вкус, цвет и запах: тут и нестареющие ДБА, и Вармастер, и Вархаммер и Поле Славы и т.д., так что же нового и интересного предложить нам Рик на этот раз?

Во многом «Аве Цезарь» есть доработка и адаптация под соответствующий период «Черного пороха» и других наработок автора. И тут мы сталкиваемся с излюбленными аж «четырьмя китами» автора, на которых он строит механику своих игровых систем:

1. Отряды, или «сколько же вас набежало, кто же хоронить-то будет?».

Тут все просто: важна ширина и глубина отряда. То есть важны размеры того прямоугольника, который занимает отряд на игровом столе. А как вы его будете заполнять – или одиночными миниатюрами, или базами с тем или иным количеством миниатюр – не суть важно. При этом «плавающим» является и площадь, которую занимает отряд: в правилах, скажем, дается демократичное «160-200 мм»» как ширина фронта среднего отряда. То есть вы можете выставить во фронт 10 моделей на подставках 20х20 или 4 базы 40х40. Глубина же отряда выполняет скорее декоративную функцию: обычный отряд рекомендуется выстраивать по 2 модели в глубину, а для варварских варбанд или фаланг – по 4, чтобы отразить всю их мощь и все такое прочее. Отряды формируются в бригады (рекомендуемое количество отрядов в бригаде – 4), бригады во главе с генералами – в армию во главе с генералом армии. На 8 и 9 страницах книги правил показана обычная армия – римская армия четвертого века, и это фото может напугать и отпугнуть потенциально игрока – 24 отряда по 10 (кавалерия) – 20 (пехота) миниатюр в каждом плюс повозки, скорпионы и генералы – около 300 моделей… Для игрока, скажем, в ДБА с его 12-ю базами по 3-4 миниатюры на каждой это кажется нереальным. Но оцените хитрость Рика – «площадная» а не «поминиатюрная» система компоновки отряда приводит к тому, что большинству интересующихся исторической игровой миниатюрой не надо красить с «нуля» армию для «Аве Цезарь», вы можете использовать миниатюры и из других игровых систем – ДБА, Вармастер, ВАБ, ФОГ и т.д. Кроме того вам не обязательно начинать с большого формата – одной-двух дивизий для того, чтобы понять правила, достаточно, да и в конце концов недостающие отряды можно выставить некрашеными или использовать пустые подставки или пробки. Конечно, с последним не надо увлекаться, как и с безалкогольным пивом и резиновыми женщинами.

Хоть «Аве Цезарь» создавалась под миниатюры 28 мм, по этим правилам можно играть и меньшими масштабами – 25 мм (1/72 масштаб), 15 мм, 10 мм и т.д. Причем площадь среднего отряда так же уменьшается – так, Рик рекомендует для меньших масштабов фронт 120-160 мм вместо 160-200 мм, при этом не надо мудрить с дистанциями – делить их, сокращать – подойдут и базовые.

2. Командиры или «Александр Македонский, конечно, великий полководец, но зачем же стулья ломать?».

Какова механика движения отрядов? Все просто: для того, чтобы подвигать отряд, надо отдать ему приказ от генерала, который командует этим соединением. Бросается два куба, и, в зависимости от результата броска, отряд совершает от одного до трех движений или не двигается вообще – все зависит от того, как соотносится бросок кубика и лидерство генерала. Если лидерство генерала – 8 (обычный показатель, в то время как 10 – это военный гений типа Александра Македонского, а 5 – ну пооолный дурак), а на кубах выпало 6, то отряд может выполнить 2 движения; если же выпало 9 – то до солдат не дошли приказы и они продолжают стоять на месте и ковыряться в носу, а вот если выпадет 12 (бландер), то они вообще могут сбежать с поля боя. Конечно, если разбираться дальше, то система немного сложнее – есть модификаторы, свободное продвижение и так далее, но суть именно такова. В отличии, скажем, от Вархаммеровского всемогущества игрока на поле боя данная система значительно разнообразит игру, вносит достаточно большое число острых и анекдотичных моментов и делает ее более реалистичной - не доскакал гонец, командир отряда неправильно понял приказ и т.д. Так, например, играя в «Черный порох», который базируется на этой же системе отдачи приказов, мы сталкивались с ситуациями, когда в самый решительный момент генерал не мог отдать тот или иной приказ, и старая гвардия вместо того, чтобы послушаться команды «Гвардию в огонь!» аккуратно разворачивалась и красивой колонной уходила за край стола.

По сравнению с «Черным порохом», где можно индивидуализировать генерала, сделав его трусливым или самостоятельным, в «Аве Цезарь» командиры немного изменились, став более характерными для эпохи – они теперь могут не только вести отряд в бой, но и сами наносить удары и получать раны, попадать в плен и гибнуть. Кроме того с генералом всегда бегает рядом его заместитель – командир с меньшим показателем лидерства, который в случае смерти начальника может принять бразды командования.

3. Боевка или «Отряд не заметил потери бойца».

Ох, я помню эти бесконечные: «Ты убил из первого ряда троих, отвечает тебе двое, один из них чемпион, поэтому три атаки, из второго ряда тебя отвечает…» В «Аве Цезарь» все достаточно просто и понятно. Потери не убираются ни от стрельбы ни по результатам рукопашного боя и не влияют на количество атак отряда. У подразделения есть показать Stamina (количество ран) и у среднего отряда он 6. Когда наносится рана, то рядом кладется красивый (ну или не очень) маркер, кубик, монетка и т.д. Когда количество маркеров становится равно профильному количеству ран, у отряда начинаются большие сложности – тест на разгром, и по результатам его отряд может быть уничтожен или же продолжит сражаться. Если в одну из фаз (стрельбы или рукопашного боя) количество ран становится вдвое больше, чем есть в профиле (12 против 6, скажем), то отряд гибнет, истыканный стрелами\изрубленный топорами.

Раны можно наносить в фазу стрельбы (ее два типа – длинная дистанция, когда, скажем, стреляют лучники, и короткая дистанция, когда воины метают топоры, дартсы, банановую кожуру и пр. в противника) и в фазу ближнего боя. Последняя разделена на две фазы: Clash (первый раунд боя, когда в момент непосредственного столкновения воины наносят бОльшее количество ударов) и Sustanined (в остальные фазы, когда воины вяло толкают друг друга щитами и ковыряются мечами и наносят меньше ударов). Кроме этого особый характер носит поддержка – в отличие от «Черного пороха» в «Аве Цезарь» поддерживающие отряды так же наносят удары, используя показатель ближней стрельбы. Вообще стрельба, как и сам Рик неоднократно об этом пишет, в данной игровой системе не играет такой роли, как в «Черном порохе», где пехота в каре при виде пушек начинает писать завещание. Больше внимания уделено именно рукопашному бою (неудивительно для того периода, не правда ли?), и, в частности, построениям: подробно расписана фаланга, черепаха, свинья, клин и т.д., кардинально разделены тяжелая, средняя и легкая пехота и кавалерия и т.д.

4. «Френдли плей» или «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Помню, как-то вычитал рассказ об игровой комнате Алана и Майкла Перри – о столах, заставленных миниатюрами, о красивом террейне о игроках, засиживающихся за баталиями до поздней ночи и остающихся спать прямо под столами… Никакой ловли миллиметров, намоленых или высверленных кубов, никаких пьяных или хамских оппонентов. То, что создает сейчас Рик, направлено прежде всего не на турнирную систему игр, а на френдли плей - дружескую игру, и проявляется это почти во всем. Начнем с того, что дистанцию можно мерить в любой момент – игрок не думает, не гадает, как бы случайно не прикладывает сотовый телефон, а потом замеряет его рулеткой. Дальше – лучше: в книге правил дается рекомендация, какие отряды должны быть, а вот какие спецправила вы придадите дополнительно именно этой варбанде варваров – ваше дело. Вы можете сделать их элитой или новичками, упорными или ненадежными и т.д. Все зависит от вашего желания и/или видения истории – только вы принимаете решение, какое вооружение будет у африканской тяжелой пехоты в армии Ганнибала – длинные копья или пики, как рассматривать гладиаторов – как тяжелую, среднюю или легкую пехоту и т.д. Конечно, есть рекомендации, но именно рекомендации. Кроме того, никто не запрещает во время кампании улучшать или ухудшать свойства отличившихся или провинившихся отрядов и генералов. Результатом игры должно быть ощущение полученного удовольствия, поэтому хоть в основном тексте правил и прописаны условия победы по разбитым бригадам, но при этом во второй части книги, где даны отчеты о битвах, добавлены новые спецсвойства отрядов (например, прописан смешанный строй у викингов) и задачи сценариев. Например, при описании боя римлян и бритонцев условиями победы римлян среди прочего являются возвращение отобранного орла и захват в плен жителей деревни, а варвары среди прочих условий имеют ограничения – войска появляются на поле боя, только если подан знак с сигнальной башни, до которой надо добежать сторожам…

Кстати, для меня было полной неожиданностью не отсутствие жестких расписок армий (уже столкнулся с этим в «Черном порохе», где про французов, например, написано: «Ну типа хорошо, если они будут иметь свойство «вымуштрованы», но вообще пофиг»), а то, что убрана полностью система очков. То есть отряд теперь не имеет стоимости. Нет системы: в тебя и у меня 1000 очков, набираем отряды на это количество, больше нельзя. Перефразируя Рика, это можно выразить так: «Вы думаете, что Цезарь считал, сколько очков у него, а сколько у галлов? Воевал тем, что у него было…» То есть это вообще праздник как для любителей точной истории, которые знают достоверно, сколько было при Азенкуре английских лучников, и при этом поименно могут назвать их всех, так и для тех, кто более вольно обращается с историей и не хочет брать в армию Ганнибала кельтов «потому что миньки не нравятся». Вы сами решаете, чем и где вы будете играть – будет ли это отражение набега пиктов на римский форт или пленение Баудики и сколько сил будет с каждой стороны.

Но для особо ленивых, а также потому, что Рик помнит, с чьих рук он кормится, в книге правил все же есть расписка по очкам двух армий – это имперский Рим и кельты. Там все подробно расписано – сколько очков стоит каждый отряд, и в каком процентном соотношении можно брать пехоту, кавалерию и т.д. Учитывая, что все приведенные отряды есть в ассортименте Варлордгеймс, вам не составит труда собрать могучую армию и бла-бла-бла…

Ну и прежде чем завершить обзор, еще пару слов. В частности, о недостатках. Книга правил издана шикарно, но недостаточно хорошо вычитана – есть ляпы, пропуски, несоответствие в некоторых свойствах, спорные моменты и темные места, а еще мне пришел экземпляр с наполовину оторванной 75 страницей, вот уроды! Но, учитывая ту свободу для творчества, которую предоставляет Рик игрокам, все это поправимо – о разночтениях можно договориться, а страницу попросить ксерокопировать у Юры и вклеить. Кстати, приложенный лимитный центурион красив и пафосен .

На этом все. Если после прочитанного вы надумаете играть в «Аве Цезарь» - хорошо, если нет, тоже хорошо. Главное, чтобы у Вас все было хорошо с пищеварением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отличный обзор .Прочёл с удовольствием ,хоть и далёк от варгейма .Соболезную за бракованную 75 стр .Ну и поздравляю с долгожданным приобретением !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Звучит слюновыделятельно.)

Теперь такие бы правила на 1500-1700 с приложением миниатюр наемников от Перри и счастью моему не было бы конца-края.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

по тому как это выглядит вот подборка с сайта варлордгеймс:

http://www.warlordgames.co.uk/?cat=749

(там внизу страницы)

например, вот статья о боевке:

http://www.warlordgames.co.uk/?p=10274

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...