Алмазный Бретонец Опубликовано 17 мая, 2011 Жалоба Поделиться Опубликовано 17 мая, 2011 «Делайте, что хотите… главное, чтобы это не мешало Вашему пищеварению» или «Аве Цезарь» Рика Пристли Иногда возникает ощущение, Рик Пристли с сотоварищами (братьями Перри и Алессио Кальваторе и прочим узким кругом революционеров) приложил руку к почти всем правилам, что выходят в Англии. Тут и Вархаммер Фэнтези и Вархаммер Историкал и Вармастер во всех его модификациях, и Черный Порох, и многое другое. Причем последние правила, охватывающие 1700-1900 годы, оказались достаточно успешными (но крайне непопулярными в России), и Рик написал, так сказать «приквел» - правила, охватывающие предшествующий период (правда, не весь, но об этом позже). «Аве Цезарь» рассчитаны на воспроизведение на игровом столе исторических сражений в период начиная со 2 тысячелетия д.н.э. до 1485 года н.э. – битвы при Босворде. А далее, видимо, надо ждать 3 книгу правил, которая свяжет «Аве Цезарь» и «Черный порох» и опишет военную историю с 1500 по 1700 гг. , и получим трилогию, позволяющую отыгрывать сражения на протяжении почти 4 тысяч лет. Судя по сайту Варлордгеймс, будущие правила будут называться «Пики и мушкеты». А может и не будут… Понятно, что правил на данный период – античность и средневековье - более чем достаточно, причем на любой вкус, цвет и запах: тут и нестареющие ДБА, и Вармастер, и Вархаммер и Поле Славы и т.д., так что же нового и интересного предложить нам Рик на этот раз? Во многом «Аве Цезарь» есть доработка и адаптация под соответствующий период «Черного пороха» и других наработок автора. И тут мы сталкиваемся с излюбленными аж «четырьмя китами» автора, на которых он строит механику своих игровых систем: 1. Отряды, или «сколько же вас набежало, кто же хоронить-то будет?». Тут все просто: важна ширина и глубина отряда. То есть важны размеры того прямоугольника, который занимает отряд на игровом столе. А как вы его будете заполнять – или одиночными миниатюрами, или базами с тем или иным количеством миниатюр – не суть важно. При этом «плавающим» является и площадь, которую занимает отряд: в правилах, скажем, дается демократичное «160-200 мм»» как ширина фронта среднего отряда. То есть вы можете выставить во фронт 10 моделей на подставках 20х20 или 4 базы 40х40. Глубина же отряда выполняет скорее декоративную функцию: обычный отряд рекомендуется выстраивать по 2 модели в глубину, а для варварских варбанд или фаланг – по 4, чтобы отразить всю их мощь и все такое прочее. Отряды формируются в бригады (рекомендуемое количество отрядов в бригаде – 4), бригады во главе с генералами – в армию во главе с генералом армии. На 8 и 9 страницах книги правил показана обычная армия – римская армия четвертого века, и это фото может напугать и отпугнуть потенциально игрока – 24 отряда по 10 (кавалерия) – 20 (пехота) миниатюр в каждом плюс повозки, скорпионы и генералы – около 300 моделей… Для игрока, скажем, в ДБА с его 12-ю базами по 3-4 миниатюры на каждой это кажется нереальным. Но оцените хитрость Рика – «площадная» а не «поминиатюрная» система компоновки отряда приводит к тому, что большинству интересующихся исторической игровой миниатюрой не надо красить с «нуля» армию для «Аве Цезарь», вы можете использовать миниатюры и из других игровых систем – ДБА, Вармастер, ВАБ, ФОГ и т.д. Кроме того вам не обязательно начинать с большого формата – одной-двух дивизий для того, чтобы понять правила, достаточно, да и в конце концов недостающие отряды можно выставить некрашеными или использовать пустые подставки или пробки. Конечно, с последним не надо увлекаться, как и с безалкогольным пивом и резиновыми женщинами. Хоть «Аве Цезарь» создавалась под миниатюры 28 мм, по этим правилам можно играть и меньшими масштабами – 25 мм (1/72 масштаб), 15 мм, 10 мм и т.д. Причем площадь среднего отряда так же уменьшается – так, Рик рекомендует для меньших масштабов фронт 120-160 мм вместо 160-200 мм, при этом не надо мудрить с дистанциями – делить их, сокращать – подойдут и базовые. 2. Командиры или «Александр Македонский, конечно, великий полководец, но зачем же стулья ломать?». Какова механика движения отрядов? Все просто: для того, чтобы подвигать отряд, надо отдать ему приказ от генерала, который командует этим соединением. Бросается два куба, и, в зависимости от результата броска, отряд совершает от одного до трех движений или не двигается вообще – все зависит от того, как соотносится бросок кубика и лидерство генерала. Если лидерство генерала – 8 (обычный показатель, в то время как 10 – это военный гений типа Александра Македонского, а 5 – ну пооолный дурак), а на кубах выпало 6, то отряд может выполнить 2 движения; если же выпало 9 – то до солдат не дошли приказы и они продолжают стоять на месте и ковыряться в носу, а вот если выпадет 12 (бландер), то они вообще могут сбежать с поля боя. Конечно, если разбираться дальше, то система немного сложнее – есть модификаторы, свободное продвижение и так далее, но суть именно такова. В отличии, скажем, от Вархаммеровского всемогущества игрока на поле боя данная система значительно разнообразит игру, вносит достаточно большое число острых и анекдотичных моментов и делает ее более реалистичной - не доскакал гонец, командир отряда неправильно понял приказ и т.д. Так, например, играя в «Черный порох», который базируется на этой же системе отдачи приказов, мы сталкивались с ситуациями, когда в самый решительный момент генерал не мог отдать тот или иной приказ, и старая гвардия вместо того, чтобы послушаться команды «Гвардию в огонь!» аккуратно разворачивалась и красивой колонной уходила за край стола. По сравнению с «Черным порохом», где можно индивидуализировать генерала, сделав его трусливым или самостоятельным, в «Аве Цезарь» командиры немного изменились, став более характерными для эпохи – они теперь могут не только вести отряд в бой, но и сами наносить удары и получать раны, попадать в плен и гибнуть. Кроме того с генералом всегда бегает рядом его заместитель – командир с меньшим показателем лидерства, который в случае смерти начальника может принять бразды командования. 3. Боевка или «Отряд не заметил потери бойца». Ох, я помню эти бесконечные: «Ты убил из первого ряда троих, отвечает тебе двое, один из них чемпион, поэтому три атаки, из второго ряда тебя отвечает…» В «Аве Цезарь» все достаточно просто и понятно. Потери не убираются ни от стрельбы ни по результатам рукопашного боя и не влияют на количество атак отряда. У подразделения есть показать Stamina (количество ран) и у среднего отряда он 6. Когда наносится рана, то рядом кладется красивый (ну или не очень) маркер, кубик, монетка и т.д. Когда количество маркеров становится равно профильному количеству ран, у отряда начинаются большие сложности – тест на разгром, и по результатам его отряд может быть уничтожен или же продолжит сражаться. Если в одну из фаз (стрельбы или рукопашного боя) количество ран становится вдвое больше, чем есть в профиле (12 против 6, скажем), то отряд гибнет, истыканный стрелами\изрубленный топорами. Раны можно наносить в фазу стрельбы (ее два типа – длинная дистанция, когда, скажем, стреляют лучники, и короткая дистанция, когда воины метают топоры, дартсы, банановую кожуру и пр. в противника) и в фазу ближнего боя. Последняя разделена на две фазы: Clash (первый раунд боя, когда в момент непосредственного столкновения воины наносят бОльшее количество ударов) и Sustanined (в остальные фазы, когда воины вяло толкают друг друга щитами и ковыряются мечами и наносят меньше ударов). Кроме этого особый характер носит поддержка – в отличие от «Черного пороха» в «Аве Цезарь» поддерживающие отряды так же наносят удары, используя показатель ближней стрельбы. Вообще стрельба, как и сам Рик неоднократно об этом пишет, в данной игровой системе не играет такой роли, как в «Черном порохе», где пехота в каре при виде пушек начинает писать завещание. Больше внимания уделено именно рукопашному бою (неудивительно для того периода, не правда ли?), и, в частности, построениям: подробно расписана фаланга, черепаха, свинья, клин и т.д., кардинально разделены тяжелая, средняя и легкая пехота и кавалерия и т.д. 4. «Френдли плей» или «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Помню, как-то вычитал рассказ об игровой комнате Алана и Майкла Перри – о столах, заставленных миниатюрами, о красивом террейне о игроках, засиживающихся за баталиями до поздней ночи и остающихся спать прямо под столами… Никакой ловли миллиметров, намоленых или высверленных кубов, никаких пьяных или хамских оппонентов. То, что создает сейчас Рик, направлено прежде всего не на турнирную систему игр, а на френдли плей - дружескую игру, и проявляется это почти во всем. Начнем с того, что дистанцию можно мерить в любой момент – игрок не думает, не гадает, как бы случайно не прикладывает сотовый телефон, а потом замеряет его рулеткой. Дальше – лучше: в книге правил дается рекомендация, какие отряды должны быть, а вот какие спецправила вы придадите дополнительно именно этой варбанде варваров – ваше дело. Вы можете сделать их элитой или новичками, упорными или ненадежными и т.д. Все зависит от вашего желания и/или видения истории – только вы принимаете решение, какое вооружение будет у африканской тяжелой пехоты в армии Ганнибала – длинные копья или пики, как рассматривать гладиаторов – как тяжелую, среднюю или легкую пехоту и т.д. Конечно, есть рекомендации, но именно рекомендации. Кроме того, никто не запрещает во время кампании улучшать или ухудшать свойства отличившихся или провинившихся отрядов и генералов. Результатом игры должно быть ощущение полученного удовольствия, поэтому хоть в основном тексте правил и прописаны условия победы по разбитым бригадам, но при этом во второй части книги, где даны отчеты о битвах, добавлены новые спецсвойства отрядов (например, прописан смешанный строй у викингов) и задачи сценариев. Например, при описании боя римлян и бритонцев условиями победы римлян среди прочего являются возвращение отобранного орла и захват в плен жителей деревни, а варвары среди прочих условий имеют ограничения – войска появляются на поле боя, только если подан знак с сигнальной башни, до которой надо добежать сторожам… Кстати, для меня было полной неожиданностью не отсутствие жестких расписок армий (уже столкнулся с этим в «Черном порохе», где про французов, например, написано: «Ну типа хорошо, если они будут иметь свойство «вымуштрованы», но вообще пофиг»), а то, что убрана полностью система очков. То есть отряд теперь не имеет стоимости. Нет системы: в тебя и у меня 1000 очков, набираем отряды на это количество, больше нельзя. Перефразируя Рика, это можно выразить так: «Вы думаете, что Цезарь считал, сколько очков у него, а сколько у галлов? Воевал тем, что у него было…» То есть это вообще праздник как для любителей точной истории, которые знают достоверно, сколько было при Азенкуре английских лучников, и при этом поименно могут назвать их всех, так и для тех, кто более вольно обращается с историей и не хочет брать в армию Ганнибала кельтов «потому что миньки не нравятся». Вы сами решаете, чем и где вы будете играть – будет ли это отражение набега пиктов на римский форт или пленение Баудики и сколько сил будет с каждой стороны. Но для особо ленивых, а также потому, что Рик помнит, с чьих рук он кормится, в книге правил все же есть расписка по очкам двух армий – это имперский Рим и кельты. Там все подробно расписано – сколько очков стоит каждый отряд, и в каком процентном соотношении можно брать пехоту, кавалерию и т.д. Учитывая, что все приведенные отряды есть в ассортименте Варлордгеймс, вам не составит труда собрать могучую армию и бла-бла-бла… Ну и прежде чем завершить обзор, еще пару слов. В частности, о недостатках. Книга правил издана шикарно, но недостаточно хорошо вычитана – есть ляпы, пропуски, несоответствие в некоторых свойствах, спорные моменты и темные места, а еще мне пришел экземпляр с наполовину оторванной 75 страницей, вот уроды! Но, учитывая ту свободу для творчества, которую предоставляет Рик игрокам, все это поправимо – о разночтениях можно договориться, а страницу попросить ксерокопировать у Юры и вклеить. Кстати, приложенный лимитный центурион красив и пафосен . На этом все. Если после прочитанного вы надумаете играть в «Аве Цезарь» - хорошо, если нет, тоже хорошо. Главное, чтобы у Вас все было хорошо с пищеварением. 0 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Krest63 Опубликовано 17 мая, 2011 Жалоба Поделиться Опубликовано 17 мая, 2011 Отличный обзор .Прочёл с удовольствием ,хоть и далёк от варгейма .Соболезную за бракованную 75 стр .Ну и поздравляю с долгожданным приобретением ! 0 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
SaintGeorge Опубликовано 17 мая, 2011 Жалоба Поделиться Опубликовано 17 мая, 2011 Показал бы фотки нам. Или ссылки по теме какие-нибудь может быть. 0 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Inforser Опубликовано 17 мая, 2011 Жалоба Поделиться Опубликовано 17 мая, 2011 Звучит слюновыделятельно.) Теперь такие бы правила на 1500-1700 с приложением миниатюр наемников от Перри и счастью моему не было бы конца-края.) 0 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алмазный Бретонец Опубликовано 17 мая, 2011 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 17 мая, 2011 по тому как это выглядит вот подборка с сайта варлордгеймс: http://www.warlordgames.co.uk/?cat=749 (там внизу страницы) например, вот статья о боевке: http://www.warlordgames.co.uk/?p=10274 0 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.