Перейти к содержанию
⚠️ Обновление форума - Feedback ⚠️ ×

Тяжёлый танк Mk1 и его "потомки".


Рекомендуемые сообщения

Тяжёлый танк Mk1 и его "потомки" (ИСТОРИЯ)

post-402-1149583427_thumb.jpg

Мысль создать боевую гусеничную машину, способную передвигаться по пересеченной местности, через окопы, рвы и проволочные заграждения, первым высказал в октябре 1914 года секретарь Комитета имперской обороны Великобритании полковник Э. Суинтон.

Он обратился к военному министру лорду Г. Г. Китченеру, но тот оставил его предложение без ответа, как и аналогичное обращение адмирала Р. Бэкона. Тогда за дело взялись моряки, их поддержал первый лорд Адмиралтейства (морской министр) У. Черчилль

post-402-1149583463_thumb.jpg

узнавший о проектах Суинтона, Бэкона и подобной работе капитана 1 ранга М. Суэтера. Черчилль был человек дела и уже 20 февраля 1915 года образовал под эгидой морского ведомства необычный Комитет сухопутных кораблей, который возглавил известный кораблестроитель Ю. Теннисон д'Энкур, начавший с того, что отверг идею майора Хетерингтона - громадной машины на трех колесах диаметром по 12 м. Вместе с Черчиллем он одобрил проект Суинтона, который, не дождавшись ответа от Китченера, в июне 1915 года обратился с письмом к командующему британскими войсками во Франции генералу Дж. Френчу. Тот, под впечатлением огромных потерь англичан, живо откликнулся, а офицеры его штаба сформулировали основные требования к "сухопутному крейсеру": это должна быть сравнительно небольшая гусеничная машина с противопульной броней, способная преодолевать воронки диаметром до 4 м и проволочные заграждения, развивать скорость не менее 4 км/ч, иметь экипаж до 6 человек, пушку и два пулемета.

post-402-1149583511_thumb.jpg

(проектный рисунок будущей машины)

Требования направили в военное министерство, что наконец подействовало, и Суинтон с д'Энкуром занялись созданием боевой машины. Моряки обратились за помощью к машиностроительной фирме У. Фостера в Лидсе и под руководством инженеров У. Триттона (управляющий фирмой), майора В. Вильсона и Г. Рикардо за 40 дней создали на базе трактора "Холт" боевую машину.

post-402-1149583586_thumb.jpg

(маленький "вилли" 1-я машина для боевых действий в мире)

Усмотрев в ней некоторое внешнее сходство с Вильсоном, ее прозвали "Маленький Вилли". Ходовые испытания прошли успешно, однако Суинтон заявил, что для боя "Вилли" пока не годится и еще рано думать о преодолении 4-метровых воронок - длина опорной поверхности его гусеницы должна быть на метр больше двойной ширины окопа, иначе машина завалится в него.

post-402-1149583619_thumb.jpg

Тогда-то у инженеров родилась идея придать обводу гусеницы форму параллелограмма, а для увеличения высоты зацепа и, следовательно, преодолеваемого вертикального препятствия верхнюю ветвь пустить поверх корпуса.

post-402-1149583652_thumb.jpg

В ноябре 1915 года фирма приступила к изготовлению новой машины и 30 января 1916 года представила на испытания, о чем д'Энкур известил Китченера. 2 февраля ее показ наблюдал министр вооружений Д. Ллойд-Джордж, ставший вскоре премьер-министром Великобритании. Однако упрямый Китченер остался при своем мнении: "Это дорогая игрушка".

То, что испытывалось перед высокой комиссией, предложили наименовать "Большой Вилли" - и это вошло в историю.

post-402-1149583681_thumb.jpg

Другие прозвали ее "стоножкой", ну а поскольку это был первый образец, так сказать, прародитель танка, то за ним сначала утвердилось прозвище "Мать" (англ. "mother"), а на вооружение его приняли под официальным обозначением Мk I.

Тогда откуда же взялся термин "танк", что в переводе с английского "бак" или "чан"? Дело в том, что англичане строили их с соблюдением строжайшей секретности, понимая, что только внезапное появление их на поле боя гарантирует успех. При перевозке по железной дороге закрытые брезентом машины издали напоминали большие металлические цистерны, и тогда пустили слух, что это баки, построенные по заказу русского правительства. На них написали по-русски "Осторожно. Петроград".

post-402-1149583711_thumb.jpg

После этого термин "танк" привился в русском и английском языках, в немецкой же армии за ним закрепилось другое название - "панцэркампфваген" (боевая бронированная повозка) или просто "панцер", в аббревиатуре - Pz Kpfw или Pz. У французов - "шар де комба" (боевая повозка), на жаргоне военных просто "шар". Итальянцы употребляли термин "карро д'армато" (вооруженная повозка), шведы - "стридсвагн" (боевая повозка), поляки - "чолг" (гусеница).

В первую мировую войну англичане делали в основном тяжелые танки, обладавшие особой, только им присущей конфигурацией. Основным его назначением считалось разрушение проволочных заграждений и подавление вражеских пулеметов, чему соответствовала и его конструкция. Из-за гусеницы, охватывающей корпус, вооружение пришлось разместить по бортам. Чтобы орудия и пулеметы могли стрелять по курсу, в сторону и назад, их установили в бортовых выступах - спонсонах.

post-402-1149583755_thumb.jpg

Перед перевозкой по железной дороге их снимали. Корпус танка представлял собой коробку-каркас из уголков, к которым на болтах крепили бронелисты. Броней была закрыта и ходовая часть, состоявшая из малых, неподрессоренных опорных катков - тряска в машине была ужасной. Кроме того, танки изрядно шумели. Поначалу это производило сильное моральное воздействие на противника, но и мешало скрытному сосредоточению техники, англичанам приходилось заглушать рев танковых моторов артиллерийской стрельбой. Внутри "сухопутный крейсер" напоминал машинное отделение небольшого боевого корабля, по которому можно было ходить, даже не пригибаясь. Его большую часть занимали мотор, коробка передач и трансмиссия. На машинах первых марок внутри были еще и топливные баки. На ходу в танке скапливались выхлопные газы и бензиновые пары, температура же иногда достигала 70 градусов.

post-402-1149583791_thumb.jpg

(извините другого рисунка небыло...)

Экипаж не мог подолгу оставаться на боевых местах (вентиляцию не предусмотрели), угорал и страдал от перегрева; даже в бою танкисты иной раз выскакивали наружу, не обращая внимания на свист пуль и осколков - лишь бы вдохнуть свежего воздуха! Бывало и хуже.

Один немецкий офицер записал в дневнике: "...мы обнаружили английский танк, стоявший на обочине. Моторы его работали, но он не подавал признаков жизни. Мы осторожно приблизились и заглянули внутрь - сквозь сизый дым мы увидели лежащие тела в черных кожаных куртках.

Это были английские танкисты..." Существенным недостатком были узкие гусеницы, которые вязли в мягкой почве, и тяжелые машины садились на грунт, пни и камни, при этом нередко стальное днище прогибалось, а это вело к поломкам карданного вала.

post-402-1149584314_thumb.jpg

В качестве средства, препятствующего такому зарыванию, на МkIV через каждые два трака устанавливали "шпоры" на гусеницах, но лучшим способом самовытаскивания застрявших машин оказалось окованное железом бревно квадратного сечения. Его возили на крыше, привязав к паре релингов. Цепи, приделанные к концам бревна, цепляли за траки, давали ход, и оно затягивалось под машину. Плохо было с наблюдением и связью - смотровые щели в бортах не обеспечивали обзора, зато брызги расплавленного свинца от пуль, попавших в броню вблизи их, поражали лица, а то и глаза танкистов.

post-402-1149584346_thumb.jpg

(МkIV)

Это было их основным ранением, не помогали и специальные очки - стальные пластины с множеством дырок. Радиосвязи не было, для дальней связи держали почтовых голубей, при ближней употребляли флажные сигналы или семафор наподобие железнодорожного, у которого положение подвижной металлической "руки" соответствовало разным командам. Лучшим правилом было бы "делай как я", но в дыму и при тряске сквозь узкие щели не всегда удавалось различить командирский танк. Не существовало и внутренних переговорных устройств. Для преодоления широких рвов и траншей служили фашины, перевозимые на крыше и сбрасываемые в ров перед танком. Позже создали танковые мостоукладчики и танки-тральщики. Весьма оригинальной оказалась идея "хвоста головастика" ("тедпол тейл"), когда кормовая часть удлинялась за счет переноса ведущих колес.

post-402-1149584505_thumb.jpg

(МkIV)

Длина танка увеличивалась на 3 м и достигала 11 м, вместе с тем увеличивалась и его способность преодолевать подобные препятствия. Впрочем, дальше экспериментов дело не пошло. Как мы отметили, англичане предпочитали тяжелые танки, К ним относили машины весом около 30 т, от 10 до 20 т - к средним и до 10 т - к легким.

post-402-1149584532_thumb.jpg

Была и другая классификация - "самки" с пулеметным вооружением и "самцы" с пушечным. После боя с германскими танками под Виллер-Бретоне 24 апреля 1918 года, выявившего полную беспомощность первых, на части "самок" один пулеметный спонсон сделали пушечным; такие машины прозвали в шутку гермафродитами. С 1916 года выпускались тяжелые МkI и их модификации вплоть до МkV

post-402-1149584623_thumb.jpg

(МkV)

, а также МkVII

post-402-1149584681_thumb.jpg

(МkVII)

и МkIX

post-402-1149584711_thumb.jpg

(МkIX)

Однако благодаря успехам легких французских "Рено"

post-402-1149584743_thumb.jpg

(Рено FT 17)

и среди британских военных распространилось мнение о необходимости дополнить тяжелые танки более подвижными легкими, создав своего рода "бронированную стратегическую конницу", способную действовать в оперативном тылу противника. С этой целью создали "средний Мk А", или неофициально "Уиппет" ("Борзая").

post-402-1149584771_thumb.jpg

(Мk А)

Командование британских танковых сил, уверенное, что война продлится и в 1919 году, занялось массовым строительством быстроходных танков. Самым ярым их сторонником стал начальник штаба Королевского танкового корпуса полковник (впоследствии генерал и известный теоретик танковой войны) Дж. Фуллер. "Средний Мk А" оказался неудачным, поэтому в 1918 году англичане разработали новые средние танки -Мk В и Мk С. Следуя традиции, у них сохранили форму тяжелых с гусеницами, охватывавшими корпус, и жесткую подвеску. Толщина брони на том и другом не превышала 15 мм. Мk В получился слишком тяжелым, мощность двигателя (100 л.с.) была явно недостаточной, скорость оказалась ниже, чем у Мk А, всего 9,6 км/ч. Боевая масса составляла 18 т, экипаж - 4-5 человек, вооружение - шесть пулеметов.

post-402-1149584799_thumb.jpg

(Мk В)

Средний Мk С был еще тяжелее (19,5 т), но благодаря мощному 150-сильному двигателю развивал до 13 км/ч. Экипаж насчитывал 4 человека, вооружение в варианте "самки" - 4 пулемета. Проект "самца" с 57-мм пушкой и тремя пулеметами остался неосуществленным. Вооружение обоих танков размещалось в шаровых установках в рубке с ограниченными углами обстрела, а на Мk В - и в спонсонах. Последний был оснащен аппаратурой для постановки дымовых завес. Впрочем, он никогда не считался хорошей машиной, так как был тесным и неудобным. После подписания перемирия с немцами 11 ноября 1918 года построили всего 45 машин Мk В из 450 заказанных, а Мk С - 36 из 200. Заказы на остальные аннулировали, изготовленные прослужили в британской армии до 1925 года.

post-402-1149584824_thumb.jpg

(Мk I)

Технические характеристики Мk I:

Вес: 28 тонн(самец) 27 (самка)

Длинна: 10 метров

Ширина: 4.1 метра (самец) 4.3 (самка)

Высота 2.4 метра

Броня: 6-12 мм

Двигатель: Foster-Daimler 105 л.с. бензиновый

Вооружение: 2 пушки 57-мм и 4 пулемёта (самец) 5 пулемётов (самка)

Скорость: 6 кмчас

З.Ы.Насколько я знаю это один из четырёх сохранившихся в мире образцов Mk1. Находится в Харькове возле исторического музея.

post-402-1149584844_thumb.jpg

Ну и как обычно: Копирайты моего источника несоблюдены. Ибо сами не указали.

З.З.Ы. Просьба к модераторам: "Может это еще одна тема для флейма, НО прошу ее переносить ТОЛЬКО если будет ну очень его много".

Просьба к посетителям: "Прошу высказываться корректно, чтобы интерестная информация не скатилась во флейм".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 105
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

От себя доьавлю

В конце 1917 года французами был построен самый удачный танк Первой мировой войны - FT-17 фирмы "Рено"

Простая,дешовая в производстве машина имела удачную компоновку: направляющее колесо спереди,мотор и трансмисия сзади.Боевое отделение в центре.От мотрного оно было разделено стальной перегородкой.Впервые вооружение танка разместиливо вращающейся во все стороны башне.

Если бы не разроботка французов возможны сейчас мы воевали бы на лэнд крузерах(без лазеров конечно)

З.Ы.Первое применение танков произошло в 1916 году 15 сентября.

Изменено пользователем Alazar
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Люди, у меня такой вопрос. В третьем "Индиане Джонсе" фигурирует танк, отдаленно похожий на Мк1, но с пушечной башней (и пушечными спонсонами тоже). Сколько не рылся по танковым энциклопедиям, ничего похожего не нашел. Мне интересно, кто-нибудь знает, это реальная машина, или фантазия дяди Спилберга?

(или прототип "Леман Русса"...)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Люди, у меня такой вопрос. В третьем "Индиане Джонсе" фигурирует танк, отдаленно похожий на Мк1, но с пушечной башней (и пушечными спонсонами тоже). Сколько не рылся по танковым энциклопедиям, ничего похожего не нашел. Мне интересно, кто-нибудь знает, это реальная машина, или фантазия дяди Спилберга?

(или прототип "Леман Русса"...)

Это Lk-2 или Mk1 Уиппет или Mk8.

Mk 8 вроде похож(даже очень похож) если пригледется то действительно похож на Лемана Расса.

Хотя дядю Спилберга фантазия не тоже подводила

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что, мальчики, для вас новость, что GW стилизовала имперскую бронетехнику под танки Первой Мировой войны? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Народ, я не понял, предыдущий аффтар типа на нас наехал чтоли ? :rolleyes:

Угрожает она :)

Изменено пользователем Alazar
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это Lk-2 или Mk1 Уиппет или Mk8.

Mk 8 вроде похож(даже очень похож) если пригледется то действительно похож на Лемана Расса.

Хотя дядю Спилберга фантазия не тоже подводила

Называется, не там искал. Знающие люди сообщили - в DVD-версии создатели фильма признаются, что за основу взяли внешний вид Мк VIII и дополнили его более современной башенкой. В целом, это такая же отсебятина, как и винтомоторное "летающее крыло" из первого Инди. Вот картиночка, кстати:

http://www.wdwinfo.com/photopost/data/503/...tank_Small_.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Называется, не там искал. Знающие люди сообщили - в DVD-версии создатели фильма признаются, что за основу взяли внешний вид Мк VIII и дополнили его более современной башенкой. В целом, это такая же отсебятина, как и винтомоторное "летающее крыло" из первого Инди. Вот картиночка, кстати:

http://www.wdwinfo.com/photopost/data/503/...tank_Small_.jpg

Ну да я же говорил Mk 8 только башня другая.(про башню не знал)

Я если четно забыл как там танк выгледил в фильме.

2Good Mummy

Не танки первой мировой, а англиские танки первой мировой!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2Good Mummy

Не танки первой мировой, а англиские танки первой мировой!

М-да, существенное уточнение. Однако я в курсе, не будем столь педантичными.

Угрожает он :)

Только не он, а она. Тоже небольшое уточнение. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Namor, спасибо, отличная статейка! Люблю первую мировую, потому что только про нее что-то знаю... Тем более танк этот меня всегда... забавлял.

Кстати, кто рылся в TSOALR, может помнить хохму с проксей Ленд Рейдера, сделанной как раз из Mk1

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

М-да, существенное уточнение. Однако я в курсе, не будем столь педантичными.

Только не он, а она. Тоже небольшое уточнение. :)

Исправил

А на кого это похоже? :)

Железный Капут

Kolossal_002.jpg

Кто скрутил с лэнд рейдера пушку?

Кто смотрел по ТНТ - Железный капут там вылетый Леман Расс

Изменено пользователем Alazar
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

После этого термин "танк" привился в русском и английском языках, в немецкой же армии за ним закрепилось другое название - "панцэркампфваген" (боевая бронированная повозка) или просто "панцер", в аббревиатуре - Pz Kpfw или Pz. У французов - "шар де комба" (боевая повозка), на жаргоне военных просто "шар". Итальянцы употребляли термин "карро д'армато" (вооруженная повозка), шведы - "стридсвагн" (боевая повозка), поляки - "чолг" (гусеница).

про немцев не совсем корректно... название Pz Kpfw немцы начали использовать только когда сами начали производить танки, поначалу и немцы называли танки танками.. это видно из названия крупнокалиберного немецкого пулемета первой мировой TUF (tank und fliegen, сиречь "танк и самолет (более дословно "лететь")" по типам наиболее вероятных целей)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Статья классная.

Вопрос: это они вот этими прицепами (два колеса сзади) рулили? O_o Или что это за наследие царь-пушки? :?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Статья классная.

Вопрос: это они вот этими прицепами (два колеса сзади) рулили? O_o Или что это за наследие царь-пушки? :?

Рулят колёсами.

Но некотрые танки не имели колёс и двигались строго по прямой(для прорыва укреплений)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рулят колёсами.

Но некотрые танки не имели колёс и двигались строго по прямой(для прорыва укреплений)

Мрак...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мрак...

Какой мрак?

Без вот этих колёс танк не мог рулить.

Первые танки были преднозначены для прорыва укреплений и подовления огневых точек.

Первые танки это передвежной огневой пункт, а не боевой юнит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то рулят танки не колесами, а притормаживая левой или правой гусеницей.

А "хвост" с тележными колесами приделывали для преодоления рвов пошире. Читайте популярную механику... :rtfm:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какой мрак?

Без вот этих колёс танк не мог рулить.

"Управление танком треболвало большой слаженности в работе всех членов экипажа и значительных физических усилий. Танком управляло одновременно 4 человека: механик-водитель, командир, который отвечал за тормоза гусениц левогои правого бортов,а также два трансмиссионщика, работавшие на бортовых коробках передач. Водитель подавал им команды голосом или жестами.Поворот осуществлялся торможением одной гусеницы или переключением бортовой коробки передач в нейтральное положение и включением 1-й или 2-й передачи на коробке передач другого борта. Затем водитель включал сцепление. После осуществления поворота вся операция проделывалась в обратном порядке. С заторможенной гусеницей танк разворачивался почти на месте.

Для коррекировки курса или поворота с большим радиусом служила пара стальных колёс, наподобие вагонных, крепившихся сзади на шарнире и поворачивавшихся с помощью троссовой тяги, что также требовало изрядных усилий. Считалось, что колёса способствуют преодолеванию широких рвов, однако из-за громоздкости и уязвимости от них вскоре отказались"

цитата из "Энциклопедия танков" серии "Библиотека Военной Истории" с. 39

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нда. Не хотел бы я быть танкистом времен первой мировой...

А то?

Вот ещё информация для размышленипя

Цитата

Усиливалась броня,повышалась мощь моторов,улучшалось вооружение,но условия для танкистов остовались ужасными.Внутренности танка представляли собой настоящиё приисподню.Грохочущие двигатели не давали возможность разговаривать, и танкисты обьяснялись жестами.Жар от разгретых моторов создавали настоящие пекло.Танки не были оборудованы вентиляцией, и нередко задыхались от выхлопных газов и бензиновых испорений.Частым явления были пожары.

Вот так то

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...

×
×
  • Создать...